Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Формы работы с родителями в ДОУ

Консультация для воспитателей

Воспитатель Гребенюк-Отиско С.В.

Первая школа воспитания растущего человека – это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Работа воспитателя с родителями является одной из важнейших составляющих, обеспечивающих качество образовательного процесса, и является одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте:

— сотрудничество Организации с семьёй;

— приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Проблема, с которой сталкивается педагог в работе с родителями – это видимое отсутствие доверия, взаимопонимания и сотрудничества между детским садом и семьями воспитанников, а также недостаточная педагогическая компетентность родителейРодители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Повышение педагогической культуры родителей, их педагогическое просвещение, способствует совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, а также повышает уровень положительного отношения и доверия к педагогам. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс педагогического творчества.

Взаимодействие детского сада и семьи – это взаимосвязь педагогов, воспитанников и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются все стороны. Следовательно, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи — источник и важный механизм развития всех участников данного процесса. Важно найти такую

форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ мы ведем по четырём направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Познавательное.

 3. Наглядно-информационное

4. Досуговое.

1. Информационно-аналитическое направление включает в себя:

-Анкетирование

— Консультации

— Составления социального паспорта семей

— Изучение специальной литературы: книг, статьей, материал в интернете.

2. Познавательное направление включает в себя:

— Общие и групповые родительские собрания:«Как вызвать любознательность у детей?», «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи ДОУ», «Семейные традиции и праздники»» и т. д.

— Семинары «Что такое ФГОС дошкольного образования?»

— Анкетирование: «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»«Какой ты родитель и др.

— День открытых дверей

— Беседы с родителями«Режим — главное условие здоровья для малышей»«Гигиена одежды вашего ребёнка»«Поговорим о здоровье!»«Что такое подготовка к школе»«Питание ребенка летом» и др.

— Консультации«10 заповедей воспитания»«Нужно ли учить ребенка общению»«Роль игры в жизни ребёнка»«Роль семьи в осуществлении здоровье сбережения дошкольников»«Что должны знать родители о ФГОС»

— Проектная деятельность:  «Неделя Здоровья», «Соляные  кристаллы», «Первоцветы на окне» и др.

— Семейный клуб: «Играем в шахматы»«Рисую вместе с мамой».

— Мастер-классы: «Учимся делать прически»«Сделаем подарок малышу»

— Акции, ярмарки:«Зимняя кормушка»«Сохраним елочку»«Посадим дерево»«Цветничок».

— Совместное создание предметно-развивающей среды группы и участка. Родителями был изготовлен дидактический материал: был оформлен уголок книги «Волшебный мир

книг». В течении года родители принимали активное участие в работе детского сада и благоустройстве территории.

1. Наглядно — информационное направление включает в себя:

— Уголки для родителей

— Папки-передвижки: «Первый раз в детский сад»«Времена года»«Витамины для детей»«Азбука пешеходов»«Как рассказать детям о войне»

-Презентации: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения».

— Тематические выставки рисунков: «Защитники Отечества»«Мама – солнышко моё»«Мой край родной»«К 80-летию Победы» и др.

— Выставки конкурсных работ«Дары осени»«Новогодняя игрушка»«Зимняя кормушка»«Лучшая поделка».

— Фотовыставки и фотоколлажи: «Мы выбираем здоровье»«Военная техника»«Никто не забыт, ничто не забыто»«Наши праздники»

2. Досуговое направление, это:

Праздники: «Праздник Осени», спортивный праздник к «Дню матери»«Новый год»«День защитника Отечества»«День бантика» к 8 Марта, выступление детей в ДК с музыкально-литературной композицией к 9 мая «Герои давно отшумевшей войны», конкурсная программа «Наша семья».

Развлечения: День знаний — «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»«ЗУЛ»«Широкая Масленица»«День прилета птиц»«1 апреля – день смеха»«Папа, мама, я – дружная семья» к Дню Семьи.

Дни здоровья: совместный с родителями спортивный досуг «Азбука города»,

Театрализованные постановки: «Витаминная семейка»«Сказка о непослушном огурчике»

Семейные праздники, чаепития, конкурсы. Это свободное неформальное общение – наиболее распространенная и эффективная форма взаимодействия и сотрудничества с семьей, способствующая созданию атмосферы взаимного доверия, понимания и теплоты в отношениях всех участников образовательного процесса.

В заключении хотелось – бы еще раз подчеркнуть, что семья и детский сад — это два важных социальных института социализации ребенка. Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла». Семья – это еще и источник общественного опыта. Здесь ребенок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Мы должны вырастить нравственно здоровое поколение и должны решать эту проблему все вместе:

детский сад – семья, общественность. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они становятся не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Вывод:

В результате проведенной работы, использования нетрадиционных форм и методов общения с родителями повысился уровень психолого-педагогической грамотности родителей, возрос уровень культуры межличностного общения родителей.

Работа воспитателей в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. Использование разнообразных форм работы помогает родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становиться активными участниками образовательного и воспитательного процесса.

Заключение.

Семья – принята как первое и главное действующее лицо в воспитании и образовании ребёнка. В своей педагогической деятельности продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель — воспитать будущих созидателей жизни.

Какой человек, такой и мир, который создаёт вокруг себя.

Добавить комментарий