Какие особенности словообразования есть у детей с общим недоразвитием речи?
Подготовила: учитель-логопед
Е.А. Дунаева.
Уважаемые родители!
Словообразование играет важную роль в жизни человека: пополняет
словарный запас (образует новые слова), способствует установлению связей
между частями речи.
Дети могут правильно образовывать уменьшительно-ласкательные
формы имен существительных («мяч» — «мячик»), некоторые относительные
(«деревянный») и притяжательные («мамин») имена прилагательные,
приставочные глаголы («зашёл, вышел, перешёл»), для конструирования
которых необходимо использовать наиболее простой и хорошо знакомый
способ словообразования. При этом детям трудно усвоить значение нового
слова, потому что они не понимают смысловые оттенки приставок и
суффиксов.
В речи детей с общим недоразвитием речи могут возникать ошибки:
пропуски и замены приставок («зайти дорогу» вместо «перейти
дорогу») и суффиксов («деревная» вместо «деревянная»);
пропуски или добавления гласных, слогов в новых словах
(«мехая»
вместо «меховая»);
ошибки при образовании слов с помощью увеличительных («домище»),
уменьшительно-ласкательных суффиксов («стульчик»), а также суффиксов
со значением единичности («травинка»);
трудности при образовании притяжательных имен прилагательных
(«собачин» вместо «собачий»).
Недостатки в словообразовании мешают детям конструировать
новые слова и пополнять лексику, что в свою очередь приводит к
трудностям при составлении рассказов, общении с другими детьми.
Перечисленные особенности носят стойкий характер и не преодолеваются
без работы с ребенком не только в саду, но и дома.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми!