Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Советы логопеда для родителей «Вашему ребенку 4–5 лет!»

Подготовила: учитель-логопед Е.А. Дунаева

Пятый год жизни. Середина садовского детства. До школы уже подать рукой! Сколько мыслей, наблюдений, тревог и забот у родителей четырехлеток : «Речь малыша – по возрасту?», «Страшно, что ребенок “картавит”? Идти к логопеду или подождать еще» и – самое главное – «Как разговаривать с сыном или дочкой, чтобы их речь стала богаче? В какие игры играть?».

  Ответ на первые вопросы даст консультация логопеда. Специалист оценит речевой статус малыша, расскажет о показателях языкового развития в норме. Но воспитание речи в семье, день за днем – задача не из простых. Ведь чем старше становится ребенок, тем большее воздействие на него оказывает окружающий мир. И тем больше ответственности у пап и мам, бабушек и дедушек. В руках семьи – мощные рычаги воспитания и развития, возможность стимулировать детскую речь, направлять и совершенствовать ее.

Что же может посоветовать логопед умным, терпеливым и самоотверженным родителям? Читать. Уверены: в вашей библиотеке не один десяток детских книг, и с многими из них вы успели познакомить ребенка. Самое время обсудить прочитанное: все ли слова понятны малышу в известной, почти наизусть заученной сказке? Правильно ли он воспринимает ее события, сюжет?

  Потихонечку начинайте пересказывать: без этого у ребенка не разовьется свободная речь, умение связно и грамотно излагать впечатления, мысли. «Копить слова». Стул, табуретка, стол – это мебель. Ты налил чай в чашку, а молоко будешь пить из стакана. На кухне есть и другая посуда. Мама работает врачом, а папа инженер. Профессия дедушки – плотник. Знаешь, кто это? Чаще обращайте внимание ребенка на предметы и события, которые его окружают. Пусть называет увиденное. Так вы не только пополните словарный запас дошкольника, но и сможете заложить фундамент для первых «экзаменов».

  Дело в том, что данный пласт знаний: родовые и видовые понятия – служит одним из показателей развития речи. «Фрукты», «Овощи», «Домашние и дикие животные» оказываются частью какого-нибудь мудрого теста, испытания, которое малыш проходит в детском саду и (или) при поступлении в школу. Готовить руку ребенка к письму. Конечно, ваши сын или дочка умеют держать карандаш и неплохо рисуют. Пора предложить что-то новое! Штрихуйте и обводите, продолжайте узоры, печатайте буквы. Подумайте о столике для малыша и первых детских прописях. Тонкие движения пальцев рук улучшают речь! Уделите внимание прилагательным. В речи практически всех четырехлетних детей их недостаточно. Самое простое и эффективное задание – «Назови, какой» – почти не требует усилий (по крайней мере, от родителей) : показываете шапку и спрашиваете: «Она – какая?», ну а малыш старается подобрать: «красная», «теплая», «мягкая», «осенняя». Машина на обочине – какая? Мяч – какой? Вы играете, а ребенок учится использовать эпитеты, слова, по-настоящему украшающие речь.

Слушать. Слушаете, конечно, вы. Ребенок говорит. Постепенно монолог станет для него привычным делом. Какая погода на улице? Что было в детском саду? В гостях? Проявляйте живой интерес, побуждайте к полному, распространенному ответу, уточняйте подробности и детали, радуйтесь: маленький человек вырос настолько, что может общаться, выражать словами переполняющие его чувства. Время от времени проводить «грамматические тренинги». Ребенок должен научиться использовать разные формы слов, правильно употреблять окончания.

 Грамматика – дело сложное. Но и здесь на помощь приходит игра. Читайте стихотворение, а малыша попросите заканчивать строчку: У норы добычи ждет, Притаившись, серый… (кот). Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от… (кота). А теперь и за версту Не приблизится к… (коту). Крыса старая – и та, Видя грозного… (кота, Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с… (котом, Там дрожит и в темноте.Вспоминает о… (коте). (А. Грачев)

  Работать над дикцией. Познакомьте ребенка с специальной логопедической гимнастикой. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти помогут распрощаться с «кашей во рту» и говорить четче. «Трубочка» : вытянуть губы и сжать. «Воронка» : втянуть губы в рот. «Улыбка» : растянуть губы в улыбке. «Полоскание» : надуть щеки и «полоскать» рот воздухом. «Иголка» : узкий язычок вытянуть вперед. «Лопатка» : положить широкий язык на нижнюю губу. «Качели» : языком тянуться по очереди к носу и к подбородку. «Часики» : передвигать кончик языка из одного угла рта в другой («тик-так»). «Лошадка» : поцокать, присасывая язык к небу. Чистоговорки и потешки уже доступны ребенку : У Ули удочка, У Яны яблочко. У ежа и елки иголки колки. Я ягоды несу, Набрала в лесу. Обратитесь к детской литературе: ее арсенал поистине неисчерпаем! Развивать слуховое внимание.

Различать звуки, прислушиваться к ним, научат рифмовки.

Поощряйте «сочинительство» малыша. Сначала – договорит, позже – придумает сам. На тарелочке у Маши Много вкусной сладкой… (каши). Чтоб зимой не мерзли ножки, Купим Мише мы… (сапожки). Мы на улицу пойдем, Мячик мы с собой… (возьмем). Кстати, юные поэты прекрасно пишут диктанты в школе.

Подчеркнем, что практические рекомендации, упражнения, предложенные здесь – традиционные и широко используемые, и эффект от их применения давно доказан. Любите своего ребенка и помните : все, что вы дали ему сегодня, ваши усилия и время будут вознаграждены стократно: чистой, красивой, грамотной речью малыша.

Добавить комментарий