Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

На пороге школы

Учитель-логопед

Е. А. Дунаева.

    Речь ребенка развивается в двух ситуациях: когда он слышит  чужую речь (осмысливает ее) и говорит самТо есть чем больше вы говорите с ребенком,  заинтересованно  рассказываете об окружающем мире, отвечаете на его вопросы  и сами задаете их, читаете ему детские книги, побуждаете рассказывать  об увиденном, тем лучше будет развита речь вашего малыша.

Необходимо закреплять и совершенствовать уровень развития всех сторон устной речи, позволяющих свободно вступать в общение с окружающими: произносительной стороны; словаря; грамматического строя; связной речи.

Речевое развитие тесно связано  с развитием мелкой моторики. Поэтому выкладывание мозаики,  нанизывание бусин, лепка, рисование, конструирование, пальчиковая гимнастика – это  весомый  вклад в развитие речи и интеллекта малыша.

К началу школьного обучения ребенок «должен»:

— обладать большим словарным запасом, уметь пересказать небольшой текст, рассказать о событии, свободно изложить свои мысли, доказать свою точку зрения;

— грамматически правильно оформлять свою речь (верно согласовывать слова в предложении, точно использовать предлоги);

— правильно произносить и хорошо различать все звуки;

— владеть некоторыми навыками языкового анализа и синтеза (уметь разделить слова на слоги, выделять первый, последний звук в слове (в небольших словах называть все звуки по порядку);

— желательно знание букв и умение читать по слогам.

Речевые игры для детей

«Похожие слова» Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова. Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова — это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу. 
Приятель — друг — враг; Грусть — радость — печаль; Еда — очистки — пища; 
Труд — завод — работа; Танец — пляска — песня; Бежать — мчаться — идти; 
Думать — хотеть — размышлять; Шагать — сидеть — ступать; Слушать — глядеть — смотреть; Трусливый — тихий — пугливый; Старый — мудрый — умный; Бестолковый — маленький — глупый; Смешной – большой  -огромный.
«Два приятеля» Цель: развитие словаря синонимов. Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный — (маленький), смелый — (храбрый),  прекрасный — (красивый)
«Семейная олимпиада. Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков. В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Например:  трава  (какая она?) — зеленая,  мягкая,  изумрудная,  шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …
«Два брата» Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-. Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков. 
Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях. 
Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища — большой домище. У Ика был носик, а у Ища — носище. У Ика были пальчики, а у Ища — пальчища.
Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев. 
Глазик — глазище; ротик — ротище; зубик — зубище;  котик — котище; кустик — кустище;  шарфик — шарфище;  ножик — ножище; коврик – коврище.
«Назови ласково» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных. Мы сегодня будем играть в ласковые слова. Послушай, как красиво звучит: 
Цветок красный, а цветочек красненький. 
Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает. 
Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое). 
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая). 
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая). 
Ведро синее, а ведерко … (синенькое). 
Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое). 
Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький). 
Дом низкий, а домик … (низенький). 
Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).
«Магазин посуды» Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово, развитие речевого внимания. Для этой игры лучше использовать настоящую посуду. 
Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница;  посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет —  конфетница;  посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
«Найди по цвету» Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным в роде и числе. Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением предметов разного цвета. 
Называем цвет, употребляя прилагательное в определенной форме (род, число), а ребёнок находит предметы данного цвета, которые подходят к этой форме прилагательного. Например: 
Красное — яблоко, кресло, платье. 
Желтая — репа, краска, сумка. 
Синий — василек, баклажан, карандаш.

Добавить комментарий