Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Опыты по валеологии

Опыт №1

Цель. Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.

Содержание. Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначало в освещенной комнате, а потом задергивают шторы ,чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течении нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того , чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что, находясь в темной комнате , дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток-палочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится « желтое пятно». В нем очень много колбочек ,ипоэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном» есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что вместе нет ни полочек, ни колбочек. И когда изображение предмета попадает на то место, человек его просто не видит.

Опыт № 2 «Опыт Мариотта»

Цель. Показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Содержание: Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и два круга . Затем его просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Опыт № 3.

Цель. Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.

Содержание. Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо.

По окончании опыта испытуемый ребенок делится впечатлениями.

Опыт №4.

Цель. Определение связи уха с носоглоткой.

Содержание. Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха , плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и вдохнуть воздух . При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка по принципу « прищепки» . Воздух не может выйти , однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке в ушах, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот. По окончании опыта испытуемый ребенок делится впечатлениями.

(Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».

Опыт № 5.

Цель. Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь
температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку (от самой холодной до самой теплой). Дошкольников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.

Опыт № 6.

Цель. Определить расположение «тепловых»  ( воспринимающих тепло ) и «холодовых» ( воспринимающих холод ) точек на разных участках кожи (на ладони и на лице ).

Содержание. Воспитатель прикасается к коже ребенка металлическим стержнем (спицей), нагретым в стакане горячей водой или охлажденным в стакане с холодной водой, и предлагает ребенку прислушаться к своим ощущениям. Как только он почувствует холод до должен произнести слово «есть».

Опыт № 7,

Цель. Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.

Содержание. Взрослый предлагает ребенку не глядя определить, в какой вазе находятся розы , а в какой-ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным характерным запахом (апельсин, лук, чеснок, яблоко, банан и т.д.)

(проводить с осторожностью с детьми- аллергиками , исключив продукты-аллергены.)

Опыт № 8.

Цель. Доказать необходимость вдоха для определения запаха.

Содержание. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный
матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из-под духов, кожура от мандарина и т.д. Воспитатель предлагает детям , не трогая мешочка, по запаху, догадаться, что находится внутри. После ответов детей воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.

(Примечание. На занятии или в свободное время рекомендуется прочесть детям: Мошковская Э. « Мой замечательный нос» ; Прокопович Ю. «зачем носик малышам?», Сладков Н. «Ящуркин нос»; Бианки В. «Чей нос лучше?»).

Опыт № 9.

Цель. Определить пищу на вкус (не глядя на нее).

Содержание. Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том , по каким особенностям он различал вкус пищи.

Опыт №10.

Цель. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Содержание. Воспитатель предлагает ребенку с завязанными глазами определить по запаху какой-либо продукт ( лимон, хлеб, шоколад и т.д.) Затем дошкольнику предлагают закрыть нос и, вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок приходит к выводу что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус . Пробуя пищу то с открытым, то с
закрытым носом , ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

Существует четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый, соленный.Детям предлагается назвать, что может быть сладким, соленным, кислым или горьким. Можно предложить детям , глядя на картинки с изображенными продуктами , назвать вкус каждого из них.

Опыт № 11.

Цель. Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.

Вначале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта № 11. Дети сами делают вывод, что « сухой» язык вкуса не ощущает.

Опыт № 12.

Цель. Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая), а также от последовательности приема пищи разного вкуса.

Содержание. Ребенку предлагают сделать по глотку горячего и теплого чая, содержащего одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку и, размешав, пробует еще раз. В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.

После глотка соленой воды, детям предлагается попробовать простую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.

Опыт №13.

Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества.

Оборудование: банка с водой, соль, сахар, бумажная салфетка, кусочек хлеба.

Предложить детям представить, что банка — это наш желудок, вода желудочный сок. Опустим в банку последовательно ложку соли, затем сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк). А что означает слово «впитывает»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальём сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот  так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

Опыт №14.

Нюхаем, пробуем, трогаем.

Цели: закреплять представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус).

Материалы: ширма с темя круглыми прорезями ( для рук и носа), клочок газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндерсюрпризов с дырочками, в футлярах чеснок, кусочек апельсина, поролон с духами, лимон, сахар.

Ход эксперимента. На столе разложены клочок газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток говорящая кукла. Дать возможность детям самостоятельно подействовать с предметами. Как звучат эти предметы? С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?

Игра « Угадай, что звучит?»- ребенок за ширмой выбирает один предмет, издает звук, другие отгадывают. Дети называют предмет, с помощью которого издан звук( его услышали ушами).

Игра « отгадай по запаху»- дети к окошку ширмы подставляют свои носики, воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Как узнали? ( Нос помог).

Игра « отгадай на вкус»- воспитатель предлагает де

Опыт №15.

Воздух нам необходим

Цель:  показать, что воздух нужен для жизнедеятельности человеческого организма.

Ход:  Что будет, если не вдыхать воздух. Провести опыты:

— с задержкой дыхания,

— взять соломинку и стакан с водой, выдыхать через соломинку воздух.

Вывод:  мы дышим воздухом, кислородом, он необходим для жизни.

Опыт №16.

Можно ли пить талую воду?

Цель:  показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход:  В одну тарелку положить снег, в другую налить водопроводную воду. Через два часа рассмотреть воду, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедиться в том, что снег – это грязная талая вода, непригодная для питья человеку. Талую воду используют для поливки растений, ее можно давать животным.

Добавить комментарий