Экологический квест-игра «Спасём природу!»
для детей подготовительной группы
Цель:
воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, формирование экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить знания детей о растениях и животных;
— закрепить знания и навыки поведения в природе;
— обобщить и пополнить детские представления о состоянии окружающей среды;
Развивающие:
— развивать наблюдательность, эстетическое отношение к природе;
Воспитательные:
— воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
Оборудование: заштрихованные буквы; цветные буквы слова ПРИРОДА; иллюстрации с изображением растений с недостающими элементами; картинки-пазлы с изображением цветов; mimio-проект; иллюстрации к сказкам; иллюстрации «Правила поведения в природе», наградные медали.
Ход игры:
На доске слово «ПРИРОДА» с заштрихованными буквами.
Воспитатель:
— Ребята, случилась беда-злой волшебник «УРАГАН» заколдовал слово «ПРИРОДА». И теперь, мы с вами должны спасти природу. А для этого мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие в мир природы. Вам на пути встретятся разные препятствия и трудные задания, справившись с которыми, вы получите буквы.
Собрав буквы, вы вернёте их в наше заколдованное слово и расколдуете «ПРИРОДУ».
-В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.
-Как и в любом путешествии, вы должны помогать друг другу, а не винить других за неудачи и ошибки. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача!
-Итак, вы готовы?
Дети получают карту с указанием станций, которые им встретятся на пути, и выдвигаются в путь.
Целью путешествия станет поиск правильных ответов, за которые дети получат по одной букве.
Разминка
Воспитатель:
-Итак, прежде чем начать наше путешествие в мир природы, надо отгадать экологические загадки.
Вопросы экологических загадок:
1. Зачем зайцу большие уши?
Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).
2. Почему дрожит мышка?
Варианты ответов:
а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);
3. Зачем белке хвост?
Варианты ответов:
а) чтобы греться;
б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).
Воспитатель:
-Все молодцы, проявили смекалку и сообразительность. А теперь нас ждет интересное путешествие и поиск пропавших букв.
-На карте цифрой 1 обозначена первая станция, которая называется «Лесная поляна». Как вы думаете, где будет расположена эта станция?
Станция «Лесная поляна»
Воспитатель:
-Вам надо отгадать, какие растения растут на лесной поляне. На стенде есть картинки с изображением растений. Вам надо выбрать нужную картинку. Несколько иллюстраций растений изображены с недостающими элементами, некоторые «рассыпались». Вы должны дорисовать недостающие элементы-цветы, листья, ствол и т.д., собрать картинки и назвать растения.
(Приложение 1)
— Вы справились с этим заданием, и поэтому, получаете первую букву-букву «П».
— Дальше нас ждёт следующая станция…
«Птичья»
— Ребята, вам надо выполнить несколько заданий, в которых говорится о птицах. (детям предлагается выполнить 3 задания в mimio-проекте):
1.Узнай по тени.
Цель: Развивать зрительное внимание, воображение детей.
С помощью руки или стилуса соотнести тень с образом птицы путём приложения.
2. Угадай, кто это?
Цель: С помощью загадок, развить сообразительность, внимание.
Нужно прочитать загадку и попробовать отгадать. По клику на треугольник (слева, внизу, справа и вверху) появляется отгадка.
3. Распредели птиц по группам.
Цель: Развивать логику, внимание, мышление, активизация словарного запаса.
С помощью стилуса или руки переместить зимующих и перелётных птиц в таблицу. (Приложение 1)
— Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием. И получаете вторую букву-букву «Р».
— А на нашем пути –небольшой затопленный участок. Нам надо перебраться через него. С помощью чего можно это сделать, ребята?
— Перебираться из затопленного места на сухой участок мы будем с помощью дощечек (газет), перекладывая их перед собой. Идут все по очереди.
— За это задание вы получаете букву «И» и продолжаем двигаться по нашему маршруту.
— На пути у нас станция…
«Загадочная»
— Вам, дети, надо отгадать загадки и узнать, правильный ли ответ?
Детям предлагается ряд загадок, которые они должны отгадать и открыть картинку, чтобы узнать, правильно ли они отгадали загадку.
1. В лесу на одной ножке
Выросла лепёшка (Гриб).
2. Стоит на полянке
В красном платье Татьянка,
Вся в белых крапинках (Мухомор).
3. Что не сеяно родится? (Трава).
4. Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
5. Раскаленная стрела
Дуб свалила у села. (Молния)
6. Маленький мужичок-
Костяная шубка (Орех).
7. Губа белена,
А маковка зелена (Берёза).
8. На горе шумит,
А под горой молчит (Лес).
9. Не птичка, а с крыльями (Бабочка).
10. Сидит бык
У него шесть ног – и все без копыт (Жук).
11. Серовата, зубовата –
Днём спит, а ночью летает
И прохожих пугает (Сова).
12. По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет (Волк).
13. Косой бес
Поскакал в лес (Заяц).
14. Ползун ползёт, иглы везёт (Ёж).
15. Летом гуляет, зимой отдыхает (Медведь).
— Ребята, вы получаете за отгаданные загадки букву «Р»
-А теперь давайте немного поиграем. И я предлагаю поиграть в игру «Показуха» (на тему «Лесные жители»)
Учащиеся объединяются в группы по 4-5 человек, поочередно загадывают друг другу без слов показать лесного жителя. Один игрок команды показывают, другие угадывают. На демонстрацию отводится 30 секунд. Если группа угадывает. Необходимо проконтролировать, чтобы все группы загадывали и отгадывали одинаковое количество слов.
— После небольшого отдыха предлагаю продолжить наш путь и отправиться на станцию…
«Сказочная»
1. «Назовите сказку, в которой один из главных героев пострадал из-за несоблюдения санитарно-гигиенических правил» / «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/
2. «Назовите сказку, в которой описывается уничтожение уникального растения по прихоти девушки». / «Аленький цветочек» /
3. «Назовите сказку об овоще – гиганте» / «Репка» /
4. «Назовите сказку, в которой описывается сбор первоцвета для букета» / «Двенадцать месяцев» /
5. «Назовите сказку, в которой описывается редкий /волшебный/ вид птиц с ярким оперением» / «Конек — горбунок» /
6. «Назовите сказку, в которой рыба наделена способностью, не присущей ей на самом деле» / «По щучьему велению» / (Приложение 1)
(Как вариант, можно каждой команде по очереди кидать кубик, какой цвет выпадает, такого цвета и конверт с вопросом)
— И с этим заданием вы справились отлично. Вы большие знатоки сказок. За выполнение этого задания вы получаете букву «О»
— Продолжаем путь к следующей станции. Она называется…
«Вопросы тетушки Совы»
1. Почему в лесу нельзя рвать цветы? (Они не успевают дать семена)
2. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной рану)
3. Главный враг леса. (Пожар)
4. Почему опасен пожар в лесу? (Может загореться весь лес)
5. Кто чаще всего виноват в возникновении пожаров в лесу? (Люди)
6. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
7. Может ли гриб съесть дерево? (Гриб – трутовик превращает дерево в труху)
8. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Птицам трудно находить корм под снегом)
9. Пользу или вред приносят синицы зимой? (Синицы зимой разыскивают в коре деревьев спрятавшихся там насекомых, их личинки и яйца, и поедают их)
10. Почему нельзя убивать стрекоз? (Они уничтожают много вредных насекомых)
11. Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Они являются кормом и лекарством для многих животных)
12. Какую пользу приносят дождевые черви? (Рыхлят почву, улучшают ее плодородие)
— За выполнение этого нелёгкого задания вам вручается буква «Д».
— И наконец, осталось посетить последнюю станцию, которая называется…
«Безопасность в природе»
— Ребята, перед вами картинки. На картинках изображены дети, которые находятся на природе. Посмотрите и скажите, что неправильно они делают, находясь на природе: в лесу, на реке, на лугу? (ответы детей по каждой иллюстрации) (Приложение 1)
— Вы молоды, ребята. Вы получаете последнюю букву- «А».
-Теперь мы сможем поставить все буквы на свои места. Посмотрите, слово «ПРИРОДА» опять ожило.
Природа будет нас радовать ещё долгие годы, а мы будем её охранять и беречь!