Обучение детей в домашних условиях
Воспитатель Семенцова М.Ю.
Маленькие дети — очаровательные, озорные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти любознательные непоседы не останавливаются ни на секунду: ведь все, что их окружает, — так интересно да и к тому доставляет массу удовольствий. И конечно, своими открытиями очень хочется поделиться особенно с теми, кого больше всех любишь. Но, к сожалению папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, любить его и чему-то научить.
Основная идея данного проекта — не изменить вашу жизнь, а помочь полноценно использовать то немногое время, которое вы проводите с детьми.
Еще одна цель этой консультации – показать, как можно с пользой провести время, когда вы остаетесь наедине с ребенком.
Целесообразно обеспечивать условия для деятельности детей «с незавершённым концом», чтобы дети при желании могли продолжить её самостоятельно, пока не исчезнет их интерес. При развитии речи детей в домашних условиях, обучении их элементарным математическим представлениям, развитии их мыслительной деятельности необязательно создание специальных условий, наличие жёсткой методической и содержательной регламентации. Главное условие – обучать играя, используя игровые ситуации. Игра – это не забава. В играх ребёнок получает много знаний и умений, усваивает новые слова, развивает речь.
Художественное произведение, познавательный рассказ взрослого, подкреплённый наблюдениями в природе, прогулки с детьми в парк, лес , на реку и разговор об увиденном дают ребёнку ценные знания, воспитывают любознательность, развивают его.
Важной задачей обучения дошкольников родному языку является развитие связной речи:
-развитие диалогической речи;
-развитие монологической речи.
Особенности: развёрнутость, связность, произвольность.
Задачи: планировать, намечать последовательность отдельных частей, звеньев передаваемого в речи содержания, не пропускать существенных эпизодов, не переставлять их беспорядочно, не делать ненужных вставок, логично переходить от одной части к другой, уметь закончить высказывание.
Формы развития качественной устной связной речи:
1.Пересказывание художественных произведений;
2.Различные виды рассказывания (по картине, игрушке, творческое рассказывание);
3.Чтение художественной литературы.
Достаточный словарный запас делает речь детей содержательной.
Способы обогащения речи дошкольников:
— знакомство с антонимами, синонимами, определениями;
— подбор синонимов к заданному слову;
— выбор из ряда синонимов наиболее походящего;
— подбор к антонимам подходящих слов(составление словосочетания), например, светлый- тёмный (лес, ночь) день;
— изменение слова, например, ручей – гремучий и прозрачный; ручеёк- маленький, звонкий; ручеёк – крошечный;
— подбор рифмы;
— подбор определений, эпитетов (какие бывают птицы? Маленькие, большие, красивые, хищные , зимующие, перелётные);
-узнавание предмета по эпитетам: белоствольная, кудрявая, стройная (берёза);
— подбор действий к предметам. Ветер что делает? (дует, воет, срывает листья);
— подбор предметов к действиям. На небе сияет, землю освещает, всех согревает (солнце);
-подбор обстоятельств. Учиться можно как? (хорошо, плохо, отлично);
— подбор нюансов слов : дом, домик, домище;
— подбор пропущенных слов (пришёл почтальон, принёс…);
— составление распространённых предложений (Дети идут… куда? зачем?);
— составление части целого: дерево – ствол –ветки- сучья;
— составление предложения с определённым словом или несколькими словами.
Все эти упражнения способствуют не только расширению, но и активизации детского словаря. Для того, чтобы слова входили в активный словарь, необходимо их многократно повторять.