Конспект сценария образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с детской литературой в подготовительной к школе группе для тетей с тяжелым нарушением речи. (ОНР)
Тема: Чтение рассказ-быль Л. Н. Толстого «Косточка»
Образовательная область: речевое развитие
Возрастная группа: 6-7лет
Цель занятия: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с донесением идеи, что «обманывать плохо», посредством включения детей в беседу и проведение дидактической игры по содержанию текста.
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Вовлечь детей в познавательную ситуацию, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого «Косточка». Развивать диалогическую речь, умение содержательно высказывать свое мнение грамматически правильно строя предложения. Вызвать эмоциональный отклик на сюжеты рассказа, в которых отражен опыт положительного внутрисемейного общения. Совершенствовать логическое мышление, через решение познавательных задач. Развивать зрительное и тактильное восприятие. Активизировать словарь по лексической теме «Фрукты», обогащать образнымивыражениями языка. Развивать интерес к работе в малых группах, прививать чувство прекрасного во время прослушивания музыкального произведения на осеннюю тематику (по выбору воспитателя) и рисования фруктов. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку. Познакомить со значением слов и словосочетаний: «горница», «покраснел как рак», «сочла», «побледнел».
СЛОВАРЬ: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Мотивация, рассматривание, сравнение, чтение рассказа, беседа, открытые вопросы, поощрение.
ОБОРУДОВАНИЕ: корзина с фруктами; портрет Л. Н. Толстого; книжка- самоделка,косточки разнообразных фруктов и плодов деревьев, предметные картинки с изображением вареного рака, горницы; магнитофон, запись шумов осени, карандаши, акварельные краски, гуашь, альбомные листы.
Ход ООД:
I Мотивация (Дети в свободной игровой деятельности совместно с воспитателем)
(Тихо, у окна, зазвучала музыка Антонио Вивальди «Осень». Дети обращают на это внимание и подходят)
Воспитатель — Ребята кто – то включил музыку, выключить или мы послушаем.
Дети – Давайте послушаем.
Воспитатель – Хорошо устраивайтесь по удобнее и слушайте, мне хочется посмотреть в окно. А вы выберите сами как бы вам хотелось послушать эту красивую музыку. (Добавляет звук)
(Дети устраиваются кто у окна, кто сидя на ковре.Отрывок закончен)
Воспитатель – Мне хотелось бы узнать, какие ощущения вызвала у вас музыка?
Дети — (Мне стало спокойно. А мне хотелось кружиться. и. тд)
Воспитатель – Какое у вас прекрасное восприятие музыки. Как вы думаете какому времени года, больше подходит эта музыка?
Дети — (Я думаю к осени, потому что как будто ветер кружит листья, идет дождь и тд.)
Воспитатель — Я полностью с вами согласна. Действительно, осень, музыкальный отрывок который мы с вами прослушали написал известный итальянский композитор Антонио Вивальди.
Интересно, в чем еще можно показать красоту Осени?
Дети — (картинах, рисунках, фотографиях, стихах и песнях)
(Воспитатель предлагает детям, по желанию, прочитать стихотворение об Осени)
Воспитатель — Спасибо, как четко вы прочитали стихи. А чем еще интересна осень.
Дети: (Осенью созревает большой урожай овощей, фруктов, зерновых культур (рожь, пшеница)
Воспитатель — Вы правильно подметили, именно в это время в нашем крае убирают урожай яблок. Посмотрите, какую корзину с урожаем я принесла. (Корзина с фруктами накрыта салфеткой)
Дети: (Это фрукты. (персики, яблоки, сливы, груши, апельсин, гранат, банан)
Воспитатель — Интересно, а на всех ли деревьях растут фрукты?
Дети – (Нет, не на всех, только на (плодовый) фруктовых деревьях.
Воспитатель — Почему вы так любите фрукты?
Дети — (Они полезны, в них много витаминов, которые помогают нам расти здоровыми и сильными)
Воспитатель — Кто знает что находится внутри каждого фрукта?
Дети — (Внутри каждого фрукта есть косточка.)
Воспитатель — Вы в этом уверены?
Дети – Да.
Воспитатель-А я не уверена, как можно узнать правы вы или нет?
Дети – разрезать фрукт пополам
Воспитатель (Разрезает персик или сливу, показывает косточки)
Ребята может вы знаете есть ли правила, как кушать фрукты, чтобы они принесли нашему организму только пользу
Дети — Да. Фрукты обязательно надо мыть, чтобы не было микробов. А косточку выбросить в мусорное ведро.
Воспитатель – Отлично. Очень точный ответ ребята. Мне очень жалко выбрасывать косточки, надо подумать, что можно сними сделать.
Дети – (Можно посадить, сделать поделку и тд.)
Воспитатель — Здорово, у нас в уголке природы, есть коробок с косточками, но только они перепутаны. Где какие не пойму, помогите мне, пожалуйста их перебрать.
Игра: «Косточки» (в коробке косточки слив, абрикос, персика, семечки груш и яблок, тыквы, желуди. И др.) дети выбирают косточки и семечки фруктов)
Воспитатель – Ребята, что вы думаете делать с косточками?
Дети – (я посажу и я. И тд.)
Воспитатель — Какое дерево вырастет из косточки персика, абрикоса, сливы и тд?
Дети – (Персиковое дерево. И тд.)
Воспитатель — Спасибо вы хорошо справились с заданием и очень мне помогли. И у меня для вас есть сюрприз. Скажите пожалуйста, вы знаете что такое сказка?
Дети – (это выдумка, волшебство и тд.)
Воспитатель — Вы правы Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
А что такое рассказ?
Дети – (когда что-то рассказывают интересное)
Воспитатель — И здесь вы правы. Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем.
Воспитатель — А Быль, Былина — что означает?
Дети — (не знаем)
Воспитатель — Быль — жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии. И я хочу познакомить вас с рассказом- былью Льва Николаевича Толстого «Косточка» (показ портрета и иллюстраций о писателе, на мольберте)
Лев Николаевич Толстой очень любил детей и писал для них рассказы. Он создал школу для крестьянских детей, что бы они могли учиться, рассказывал
им свои рассказы и повести. Толстой хотел, что – бы дети много знали,
его рассказы учили детей добру, хорошим поступкам.
Сядьте поудобней и слушайте внимательно и запоминайте, с чего всё началось и чем закончилось.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Чтение рассказа. Обсуждение ситуации. (Активизируем детей открытыми вопросами)
Воспитатель-Какой момент в рассказе, Вам больше всего запомнился?
Ответы детей.
Воспитатель – Каково ваше мнение, хорошо ли поступил мальчик Ваня?
Ответы детей.
Воспитатель — Почему же Ваня не признался в своем поступке?
Ответы детей.
Воспитатель — А вы как бы поступили?
Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?
Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
Воспитатель — Очень интересные и правильные ответы, ребята вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать.
4. Физкультминутка «На ветке»
Вот на ветке – абрикос, Потянуться руками вверх,
Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны
Ты за ним тянись, тянись, Подняться на носочки, потянуться руками вверх,
Но смотри, не оступись! Быстро присесть.
3. Словарная работа
Воспитатель – Ребята в рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?
Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.
Воспитатель: А что такое горница?
Дети: Светлая, красивая комната.
Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?
Дети: Посчитала.
Воспитатель: Побледнел?
Дети: Стал белым, бледным от испуга.
Воспитатель — Ребята, вы заметили, я читала вам рассказ на листах, я хотела сделать для вас книжку-самоделку, не успела ее собрать, поможете мне.
Дети — Да, а что нужно делать?
Воспитатель — Собрать все листы по порядку действий в рассказе-были, не перепутав ход рассказа.
Дети — (собирают книжку-самоделку по иллюстрациям и скрепляют ленточкой).
Ш. Заключительная часть.
Воспитатель — Спасибо, вы отлично справились, в нашей библиотеке появилась еще одна книжка-самоделка. Но, мне очень жалко Ваню, мне кажется, он очень расстроен своим поступком. Всё-таки хочется его по радовать, но как?
Дети — (давайте нарисуем ему полную тарелку слив)
Воспитатель — правильное решение, я горжусь вашим поступком.
Можете выбрать сами материал для рисования, желаю вам удачи.