Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Конспект сценария образовательной ситуации по ознакомлению дошкольников с детской литературой в подготовительной к школе группе для тетей с тяжелым нарушением речи. (ОНР)

Тема:  Чтение  рассказ-быль  Л. Н. Толстого «Косточка»

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 6-7лет

Цель занятия: ознакомление детей  старшего дошкольного возраста с рассказом Л. Н. Толстого «Косточка» с донесением идеи, что «обманывать плохо», посредством включения детей в беседу и проведение дидактической игры по содержанию текста.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:  Вовлечь детей в  познавательную ситуацию, продолжать знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого «Косточка». Развивать  диалогическую речь, умение содержательно  высказывать свое мнение грамматически правильно строя предложения. Вызвать эмоциональный отклик на сюжеты рассказа, в которых отражен  опыт положительного внутрисемейного общения. Совершенствовать логическое мышление, через решение познавательных задач. Развивать  зрительное  и тактильное восприятие. Активизировать словарь по лексической теме «Фрукты», обогащать  образнымивыражениями языка. Развивать интерес к работе в малых группах, прививать чувство прекрасного во время прослушивания музыкального произведения на осеннюю тематику (по выбору воспитателя) и рисования фруктов. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку.  Познакомить со значением слов и словосочетаний: «горница», «покраснел как рак», «сочла», «побледнел».

СЛОВАРЬ: горница, покраснел как рак, сочла, побледнел.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ: Мотивация, рассматривание, сравнение, чтение рассказа, беседа,  открытые вопросы, поощрение.

ОБОРУДОВАНИЕ: корзина с фруктами; портрет Л. Н. Толстого; книжка- самоделка,косточки разнообразных фруктов и плодов деревьев, предметные картинки с изображением вареного рака, горницы; магнитофон, запись шумов осени, карандаши, акварельные краски, гуашь, альбомные листы.

Ход ООД:

I Мотивация (Дети в свободной игровой деятельности совместно с воспитателем)

(Тихо, у окна, зазвучала музыка Антонио Вивальди «Осень». Дети обращают на это внимание и подходят)

Воспитатель — Ребята кто – то включил музыку, выключить или мы послушаем.

Дети – Давайте послушаем.

Воспитатель – Хорошо устраивайтесь по удобнее и слушайте, мне хочется посмотреть в окно. А вы выберите сами как бы вам хотелось послушать эту красивую музыку. (Добавляет звук)

(Дети устраиваются кто у окна, кто сидя на ковре.Отрывок закончен)

Воспитатель – Мне хотелось бы узнать, какие ощущения вызвала у вас  музыка?

Дети — (Мне стало спокойно. А мне хотелось кружиться.  и. тд)

Воспитатель – Какое у вас прекрасное восприятие музыки.  Как вы думаете  какому времени года, больше подходит эта музыка?

Дети — (Я думаю к осени, потому что как будто ветер кружит листья, идет дождь и тд.)

Воспитатель —  Я полностью с вами согласна.  Действительно, осень, музыкальный отрывок который мы с вами прослушали  написал известный итальянский композитор Антонио Вивальди.

Интересно,  в  чем еще можно показать красоту Осени?

Дети — (картинах, рисунках, фотографиях, стихах и песнях)

(Воспитатель предлагает детям, по желанию, прочитать стихотворение об Осени)

Воспитатель — Спасибо, как четко вы прочитали стихи. А чем еще интересна осень.

Дети: (Осенью созревает большой урожай овощей, фруктов, зерновых культур (рожь, пшеница)

 Воспитатель — Вы правильно подметили, именно в это время в нашем крае убирают урожай яблок. Посмотрите, какую корзину с урожаем я принесла. (Корзина с фруктами накрыта салфеткой)

Дети: (Это фрукты.  (персики, яблоки, сливы, груши, апельсин, гранат, банан)

 Воспитатель —  Интересно, а на всех ли деревьях растут фрукты?

Дети – (Нет, не на всех, только на (плодовый) фруктовых деревьях.

Воспитатель — Почему вы так любите фрукты?

Дети — (Они полезны, в них много витаминов, которые помогают нам расти здоровыми и сильными)

Воспитатель — Кто знает что находится внутри каждого фрукта?

Дети — (Внутри каждого фрукта есть косточка.)

Воспитатель — Вы в этом уверены?

Дети – Да.

Воспитатель-А я не уверена, как можно узнать правы вы или нет?

Дети – разрезать фрукт пополам

Воспитатель (Разрезает персик или сливу, показывает косточки)

Ребята может вы знаете есть ли правила, как кушать фрукты, чтобы они принесли нашему организму только пользу

Дети — Да.  Фрукты обязательно надо мыть, чтобы не было микробов. А косточку выбросить в мусорное ведро.

Воспитатель – Отлично. Очень точный ответ ребята.  Мне очень жалко выбрасывать косточки, надо подумать, что можно сними сделать.

Дети – (Можно посадить, сделать поделку и тд.)

Воспитатель — Здорово,  у нас в уголке природы, есть коробок с косточками, но только они перепутаны. Где какие не пойму, помогите мне,  пожалуйста их перебрать.

Игра: «Косточки» (в коробке косточки слив, абрикос, персика, семечки груш и яблок, тыквы, желуди. И др.) дети выбирают косточки и семечки фруктов)

Воспитатель – Ребята, что вы думаете делать с косточками?

Дети – (я посажу  и я. И тд.)

Воспитатель — Какое дерево вырастет из косточки персика, абрикоса, сливы и тд?

Дети – (Персиковое дерево. И тд.)

Воспитатель — Спасибо вы хорошо справились с заданием и очень мне  помогли.  И у меня для вас есть сюрприз. Скажите пожалуйста, вы знаете что такое   сказка?

Дети – (это выдумка, волшебство и тд.)

Воспитатель — Вы правы Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

А что такое рассказ?

Дети – (когда что-то рассказывают интересное)

Воспитатель — И здесь вы правы. Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. 

Воспитатель — А Быль, Былина — что означает?

Дети — (не знаем)

Воспитатель — Быль — жанр устного народного творчества: рассказ о действительном происшествии. И я хочу познакомить вас с рассказом- былью Льва Николаевича Толстого «Косточка» (показ портрета и иллюстраций о писателе, на мольберте)

Лев Николаевич Толстой очень любил детей и писал для них рассказы. Он создал школу для крестьянских детей, что бы они могли учиться, рассказывал 

им свои рассказы и повести. Толстой хотел, что – бы дети много знали,

его рассказы учили детей добру, хорошим поступкам.

Сядьте поудобней и слушайте внимательно и запоминайте, с чего всё началось и чем закончилось.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Чтение рассказа. Обсуждение ситуации. (Активизируем детей открытыми вопросами)

Воспитатель-Какой момент в рассказе, Вам больше всего запомнился?

Ответы детей.

Воспитатель – Каково ваше мнение, хорошо ли поступил мальчик Ваня?

Ответы детей.

Воспитатель — Почему же Ваня не признался в своем поступке?

Ответы детей.

Воспитатель — А вы как бы поступили?

Дети: Я бы подождал, когда мама сама даст слив. Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.

Воспитатель: Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным». Как вы ее понимаете?

Дети: Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.

Воспитатель — Очень интересные и правильные ответы, ребята  вы сказали, что фрукты растут в саду на фруктовом дереве. Давайте попробуем их достать.

4. Физкультминутка «На ветке»

Вот на ветке – абрикос,              Потянуться руками вверх,

Он на солнце так подрос! Развести руки в стороны

Ты за ним тянись, тянись,   Подняться на носочки, потянуться руками вверх,

Но смотри, не оступись!          Быстро присесть.

3. Словарная работа

Воспитатель Ребята в рассказе есть такое выражение: «покраснел как рак», что оно означает?

Дети: От стыда стал красного цвета, как вареный рак.

Воспитатель: А что такое горница?

Дети: Светлая, красивая комната.

Воспитатель: Как вы понимаете слово «сочла»?

Дети: Посчитала.

Воспитатель: Побледнел?

Дети: Стал белым, бледным от испуга.

Воспитатель — Ребята, вы заметили, я читала вам рассказ на листах, я хотела сделать для вас книжку-самоделку, не успела ее собрать, поможете мне.

Дети — Да, а что нужно делать?

Воспитатель — Собрать все листы по порядку действий в рассказе-были, не перепутав ход рассказа.

Дети — (собирают книжку-самоделку по иллюстрациям и скрепляют ленточкой).

Ш. Заключительная часть.

Воспитатель — Спасибо, вы отлично справились, в нашей библиотеке появилась еще одна книжка-самоделка. Но,  мне очень жалко Ваню, мне кажется, он очень расстроен своим поступком. Всё-таки хочется его по радовать, но как?

Дети — (давайте нарисуем ему полную тарелку слив)

Воспитатель — правильное решение, я горжусь вашим поступком.

Можете выбрать сами материал для рисования, желаю вам удачи.

Добавить комментарий