Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста с ОНР»

Подготовила воспитатель

М.Ю.Семенцова

Методическая разработка на тему  «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста с ОНР»

         Игра  – на мой взгляд, является социально значимой  формой детской познавательной активности. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности, для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые  обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

— воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

— в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие;

коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

— дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

— развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

— воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

— социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры,  которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

 Игры на развитие речевого слуха

Слова  могут звучать громко и тихо.

Игра «Слова могут звучать быстро и медленно”.

Цель игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.

Игры на развитие фонематического слуха

          Для  развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

           Игра «Найди и назови нужное слово».

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки (с, ш, ч, ж и т.д)

Игра «Кто лучше слушает?»

Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.

Игра «Какой звук есть во всех словах»

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Игра «Доскажи словечко»

Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово

Игра «Скажи как Я» (в кругу с мячом)

 Педагог бросает  мяч ребенку, произносит слово с выделением звука  Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.

Игра «Жуки»

Описание игры. Дети –жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:

Я жук, я жук.

Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж

По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и

Жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.

  Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается  словарный запас, дети  учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по  форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение

Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

 Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои  замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными  для детей  могут быть игры со строительным  материалом («Лего», конструкторы, кубики,  уникубы, и т. д.).

  Игры-драматизациисюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.

Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.

Для детей с ОНР немалую  сложность  представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями,  дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,  конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше  развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой  моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых (И.П. Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р. Лурия).  Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека  подготавливает совершенствование  артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.

Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые  недостатки, в  том  числе и  недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

В  логопедической работе, направленной на развитие  логического мышления, рекомендуются игры «Четвертый лишний», «Аналогии»,  «Что кому надо?» и т. д. Развивать  внимание можно  используя  игры типа «Дополни картинку»,  «Что изменилось?»,  «Найди отличия» и другие.

 Игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи,  психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир,  становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из  особенностей развития этих детей, все театральные игры  строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной:   сказки, игрушки,  сценки из жизни животных и т. д.  В этих  играх есть сюжетный  вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду.  В театрализованной деятельности дети учатся  внимательно слушать речь  других и свою собственную (развивается слуховое  внимание),  если  используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность  речи), дети имитируют движения  героев, развивается  координированность  движений,  дети запоминают и воспроизводят  тексты инсценировок (обогащается  пассивный и активный словарь).

    Применяемые мною игровые технологии используют   воспитатели   в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.

Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению в школе детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.

Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать  ее  с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей.

Добавить комментарий