Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста с ОНР»
Подготовила воспитатель
М.Ю.Семенцова
Методическая разработка на тему «Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста с ОНР»
Игра – на мой взгляд, является социально значимой формой детской познавательной активности. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разно уровневого характера.
Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность детей, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. Это можно отнести и к игровой технологии. Игровые технологии представляют широкие возможности, для творческой деятельности детей, интеллектуального развития, формирования познавательного интереса и творческого мышления.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
— дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
— воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
— в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
— успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
— дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
— развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
— воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
— социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
Условно игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
Игры на развитие речевого слуха
Слова могут звучать громко и тихо.
Игра «Слова могут звучать быстро и медленно”.
Цель игры – развивать голосовой аппарат и речевой слух: учить детей различать на слух громкость и скорость произнесения слов и фраз, поупражняться в произнесении слов и фраз с различной громкостью и скоростью.
Игры на развитие фонематического слуха
Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Игра «Найди и назови нужное слово».
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки (с, ш, ч, ж и т.д)
Игра «Кто лучше слушает?»
Воспитатель вызывает двух детей: один из них должен поднимать руку на слова со звуком ш, другой – со звуком ж. Предлагает остальным детям называть слова, в которых встречаются эти звуки. В конце игры дети называют победителя.
Игра «Какой звук есть во всех словах»
Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах.
Игры для формирования правильного звукопроизношения
Игра «Доскажи словечко»
Педагог произносит чистоговорку, ребенок добавляет последнее слово
Игра «Скажи как Я» (в кругу с мячом)
Педагог бросает мяч ребенку, произносит слово с выделением звука Ш, ребенок произносит слово так же , выделяя звук голосом.
Игра «Жуки»
Описание игры. Дети –жуки сидят в своих домиках на стульях и говорят:
Я жук, я жук.
Я тут живу,
Жужжу, жужжу: Ж-Ж-Ж-Ж
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и
Жужжат. По сигналу «дождь» жуки летят в домики.
Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение
Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.
Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).
Игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры должны проходить под руководством педагога (воспитателя, логопеда, дефектолога или психолога), должны быть тщательно продуманы и подготовлены.
Детям с речевой патологией предлагаются игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию.
Для детей с ОНР немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупных ученых (И.П. Павлов, Л.А.Леонтьев, А.Р. Лурия). Формирование движений происходит при участии речи. Точное выполнение общих движений человека подготавливает совершенствование артикуляционных движений органов артикуляции: движений губ, языка, нижней челюсти.
Как правило, дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.
В логопедической работе, направленной на развитие логического мышления, рекомендуются игры «Четвертый лишний», «Аналогии», «Что кому надо?» и т. д. Развивать внимание можно используя игры типа «Дополни картинку», «Что изменилось?», «Найди отличия» и другие.
Игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится театральным играм. Участвуя в них, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В этих играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду. В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), дети имитируют движения героев, развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).
Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению в школе детей с ОНР. Достижение устойчивых положительных результатов подтверждаются данными мониторинга.
Таким образом, игра для ребенка — это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь всегда заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей.