Рекомендации родителям по развитию памяти
Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
♦ Обучать культуре запоминания.
♦ Учить вспоминать последовательность событий.
♦ Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
♦ Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
♦ Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
♦ Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения для развития памяти
♦ «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию.
♦ «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 мин рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
♦ «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок — повторяет и т.д.
♦ «Что ты видел в отпуске?» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
♦ «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку; а ребенок должен ее найти.
♦ «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.
♦ «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
♦ «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
♦ «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
♦ «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен повторить его.
♦ «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
♦ «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.