Домашняя игротека – «В помощь заботливым родителям»
Учитель-логопед И.П.Димитрова
Цель приведенных ниже игр и упражнений — развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ш — ж, ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с — щ, л — р), правильно выделять во фразах нужные слова.
«КТО ЛУЧШЕ СЛУШАЕТ?»
Ведущий вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.
«РАЗГАДАЙ РЕБУС»
Цель: научить выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по две картинки. На карточке «спряталось» слово. Его надо составить, выделив из каждого слова – названия первые слоги, а затем из них сложить слово, например: ромашка, самолёт – роса. Выигрывает тот, кто составит больше слов.
Карточки с предметными картинками для игры:
Голуби, раки – гора Бутылка, рябина — бура
Мячи, тазы – мята Кораблик, жаворонок — кожа
Сухари, шары – суша Ромашка, тазы — рота
Телефон, малина – тема Чулок, дома — чудо
Вагон, рябина – Варя Карандаш, банка — кабан
Банан, бабочка – баба Колобок, марка — комар
Девочка, лопата – дело Лисички, самолет — лиса
Шуба, ракета — Шура
«СОСТАВЬ СЛОВО»
Цель: учить выделять в словах первый звук и составлять из полученных звуков слова.
Ход игры. У детей по одной карте, у ведущего – буквы. Он называет букву, а дети просят себе нужные буквы и накладывают на нужные картинки. Когда все буквы будут собраны, ребёнок должен прочитать получившееся слово. Если он затрудняется сам прочесть слово, взрослый ему помогает, и таким образом обучает его первоначальному чтению.
«НАЙДИ И НАЗОВИ НУЖНОЕ СЛОВО»
Ведущий предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
С Папа купил Лене санки. По дороге движется автобус.
Весной оживает природа Домик над рекою, Светлой полосою
В окнах огонек, На воду он лег.
З На двери висит замок. На небе появились грозовые тучи.
Почему собака лает На того, кого не знает?
Потому она и лает Познакомиться желает.
«РАЗГАДАЙ РЕБУС»
Цель: закрепить умение выделять первый слог из слова, составлять слова из слогов.
Ход игры. Детям дают карточки, на которых изображены по три картинки, На карточке спряталось слово. Его надо составить, выделив из каждого слова- названия первые слоги, а затем из них сложить слово.
Карточки с предметными картинками для игры:
Ухо, колокольчик, лыжи — уколы Ломы, шары, диван — лошади
Гиря, тапочки, ракета — гитара Совы, лопата, машина — солома
Огурец, пушка, карандаш — опушка Дома, ромашка, гиря — дороги
Карандаш, тюлень, шары – катюша Оса, синица, наперсток — осина
Орехи, совы, капуста – осока Ворона, роза, тарелка — ворота
Оса, куры, нитки — окуни Банан, заяц, рыба — базары
Сова, балалайка, карандаш — собака
«Успехов»