Здоровье ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка
…Ребёнка обучи – Дашь миру человека
В.Гюго
В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.
В современном мире огромное беспокойство у людей всей планеты вызывает сложившаяся социальная и экологическая обстановка. И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения.
Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому мы, взрослые, должны обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям.
Эмоциональное состояние ребенка также важно, как и физическое. Дети находятся в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте с взрослыми и сверстниками, при этом они могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующиеся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.
Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:
- наличии чувства доверия к миру;
- способности проявлять гуманные чувства;
- способности сопереживать и чувствовать состояние другого;
- наличии положительных эмоций и чувства юмора;
- способности и потребности в телесном контакте;
- чувстве удивления;
- вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;
- способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;
- способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.
Эмоционально благополучный ребенок — улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.
Причины эмоционального неблагополучия могут быть разные: биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д.; психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.
Эмоциональное неблагополучие ребенка осознается родителями и формулируется ими по-разному: в виде проблем, трудностей в воспитании ребенка; запроса к специалисту (психологу; педагогу; дефектологу; врачу); в форме претензий к другим членам семьи; в стремлении получить дополнительную информацию о коррекции воспитания ребенка и так далее.
Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:
- создание в семье атмосферы положительных эмоций;
- создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;
- принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;
- поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;
- в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;
- включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.
Для выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия можно воспользоваться опросным листом, «Дошкольное детство» Т.Антонова и Е.Волкова (Приложение 1). Предлагаю использовать диагностику эмоционального развития ребёнка, его привязанностей (Приложение 2).
Только при условии любви и заботы близких ребёнка с самого его рождения, у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Чувствуя любовь матери, отца и близких людей ребёнок растёт эмоционально благополучным.
Важно, чтобы семья была полной. Учёные провели исследования и пришли к заключению, что, если в семье нет отца, мальчик больше страдает в старшем дошкольном возрасте, а девочка – в младшем (в старшем дошкольном возрасте девочки отождествляют себя с матерью).
Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью. Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.
Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья. Для того чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, то есть адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
Приложение 1
Опросный лист выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка
Авторы: Т.Антонова, Е.Волкова
1.С каким настроением Ваша дочь (сын) идет в детский сад: радостным; иногда не хочет; часто отказывается; капризничает; другое
2.В чем Вы видите причину нежелания ребенка идти в детский сад: трудности в отношениях с педагогом, со сверстниками; привязанность к матери; позднее засыпание вечером; другие причины
3. Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?
Благополучно: с кем именно: с воспитателями; с помощником воспитателя; с музыкальным руководителем; с инструктором по физкультуре; с другими специалистами
Неблагополучно: иногда бывают конфликты; обижается на взрослых за то, что наказывают, не разрешают брать игрушки, другое
4.С кем из детей группы Ваш ребенок наиболее часто общается?
5. Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми: да; нет; иногда
6. Жалуется ли на сверстников: да; нет; иногда. На что жалуется: дети не принимают в игру; обижают; не хотят дружить; отнимают игрушки; шумят; другое
7. Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери (сына) с ровесниками?
8. Есть ли у Вашего ребенка чувство собственного достоинства ? В чем оно проявляется?
9. Как Ваш ребенок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д.)
10. Какой Ваш ребенок в общении с другими детьми: уравновешенный; терпеливый; чуткий; уступчивый; приветливый или вспыльчивый; склонный чаще командовать, чем подчиняться; другой
11. Как, на Ваш взгляд, влияют отношения между детьми и родителями на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду: прямого влияния не оказывают; благополучие семейных отношений – это психологическая защита, эмоциональный тыл ребенка, облегчающий его жизнь в детском саду;
Приложение 2
Диагностика эмоционального развития ребёнка, его привязанностей.
- Часто ли ребёнок плачет ? (да, нет)
- Какое обычно состояние у ребенку ? (спокойное, плаксивое, возбужденное …
З. Как долго ребенок остается расстроенным ?
- Чего боится ребёнок ?
- Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным ?
- Быстро ли устает ребенок ?
- На кого в семье похож характером ребёнок ?
- Как ребёнок относится к незнакомым взрослым ?
- Как ребёнок относится к детям ?
- Как ребенок относится к животным ?
- Кто чаще воспитывает ребенка ?
- Кого в семье ребенок слушается ? (всех, маму, папу, никого)
- . Помогает ли ребенок по дому ?
- Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)
- Существуют ли у ребенка следующие проблемы? (писается в постель ночью, днем, грызёт ногти, сосет палец и другие)
- Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что
ему разрешают или запрещают?