Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Пойте для детей

Ваши дети боятся открыть рот и спеть два слова соло? А вы сами-то давно пели им что-нибудь без поддержки фортепиано, чтобы дети могли услышать именно ваш голос? Ведь чтобы научить детей петь, вам фортепиано не нужно вовсе!

Вспомните, что его изобрели во времена Баха, а пели люди испокон веков. И чем реже вы будете использовать инструментальный аккомпанемент, приучая детей подстраиваться к вашему голосу и голосам друг друга, тем быстрее они научатся петь!

Очень простая истина: у педагога, который сам любит петь, дети хорошо поют. Его голос звучит как красивейший инструмент, и дети на каждом занятии слышат его без фортепиано, и именно так учатся подражать его звучанию. Они очень скоро начинают понимать, что это удовольствие- спеть вместе с педагогом, подстраиваясь к его голосу.

Детей обмануть нельзя. Если педагог терпеть не может петь и боится своего голоса, заглушая его инструментом и фонограммами, то ему не помогут никакие методики.  Маленького ребёнка можно научить только тому, что любишь сам, причём путём ненасильственного вовлечения.

Ситуация же, которую всё чаще приходится наблюдать на занятиях в детском саду, не оставляет детям никакого шанса научиться владеть своим голосом вокально. Мало того, что у нас все песни поются и разучиваются с аккомпанементом фортепиано, в последнее время мы видим много примеров пения ещё и под фонограмму, так называемое «караоке». Оно, конечно, имеет право на существование в нашей жизни, но абсолютно не годится для учебной работы по пению с детьми дошкольного возраста. Более того, на наш взгляд, увлечение фонограммой наносит непоправимый вред тем, что драгоценное педагогическое время тратится впустую. Бездумное увлечение пением и декламацией под фонограмму обслуживает лишь амбиции взрослых: «Оригинально», «эффектно», «красиво», «быстренько выучим», «музыку включим погромче, не так слышно, что поют». Словом, облегчает жизнь педагогу и бесконечно отчуждает детей от музыки: её даже не педагог играет, она откуда-то доносится!

Хорошо бы в этой ситуации задать себе вопрос: а что останется лично детям после того, как стихнут аплодисменты взрослых взрослым? А им останется привычка перекрикивать громкую музыку форсированным голосом, полное неумение им владеть, неразвитый музыкальный слух и извращённое понимание того, что для пения нужен магнитофон, сам голос недостаточно красив, его никто слушать не будет. Может быть, всем педагогам стоит задуматься о мере своей ответственности за детское пение? И перестать обманывать самих себя, демонстрируя «стахановские результаты», вместо этого заняться медленной, кропотливой и спокойной работой с детскими голосами.

А детский голос, как известно, очень слабый, крепнет медленно, и то годам к 8-9. Дошкольники могут петь только тихо и недолго, потому что их голос крайне быстро устаёт и совсем перестаёт слушаться. Пение песни в 3-4 куплета с диапазоном даже 6-7 звуков реально доступно только старшим дошкольникам. Но мы разве ждём? Нам надо петь «Крылатые качели» и что-нибудь подобное. Композиторы, которые пишут песни на детские стихи, очень редко бывают озабочены вопросом, могут ли это спеть дошколята с их слабыми голосами и неразвитым пока ещё музыкальным слухом.

Меня не пугает, что малыши поют нестройно: просто по другому пока они не могут. Но они таким образом учатся слышать своё собственный голос, а не заглушающий звук инструмента. Я не пытаюсь удивить коллег на открытых занятиях тем, чего не может быть, потому что точно знаю: природу обмануть нельзя. Всё приходит в своё время, если давать ребёнку возможность правильно и естественно развиваться. И обязательно наступит счастливый момент, когда я с замиранием сердца услышу, что 15 ребят из 20 поют в унисон и умеют активно пользоваться слухом, как контролирующим и регулирующим органом. Ради этого стоит пожертвовать своими концертно-показательными устремлениями.

Добавить комментарий