Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Значение голосовых упражнений

Голос – важное средство общения человека с окружающим миром. Именно голосом ребёнок при рождении сигнализирует о своей жизнеспособности, и чем сильнее, громче его первый крик, тем спокойней могут быть матери и врачи за жизнь и здоровье новорожденного.

С первых дней жизни малыш свободно выражает голосом свои эмоции, требуя пищи, смены белья или сообщая о плохом самочувствии. В это время голос ребёнка развивается свободно и равномерно. Постепенно ещё не понимая смысла слов, ребёнок начинает подстраивать свой лепет к тому, что слышит от матери, чутко реагируя на интонацию и ритм звучащего слова. Овладение ребёнком речью сначала связано с интересом к звуковой её стороне, поэтому на первом году жизни реализация себя в звуках обычно начинается с опыта звукоподражания («му-му», «гав-гав»). Это первые шаги воплощения в образ, это вызванные звуком эмоции, к которым добавляется и имитационно-двигательная активность. В этот период большую пользу для развития голоса и речи приносит использование фольклора: колыбельные, пестушки, потешки, пальчиковые игры, считалки, ритм которых ребёнок усваивает на подсознательном уровне.

Приходит то время, когда ребёнок сообщал о своих потребностях только голосом, и развитие речи теперь помогает ему сказать о себе словами, а сила голоса помогает сбросить излишек энергии и снять эмоциональное напряжение. А мы, взрослые, родители, педагоги, постепенно начинаем ограничивать проявление эмоций ребёнка через голос, не в меру часто призывая к тишине. («не кричи!», «ты мешаешь!»), забывая о том, что нарушаем этим равномерность детского развития и тормозим формирование речи. Наверное это происходит потому, что мы, взрослые не задумываемся о том, что энергопотенциал ребёнка, столь необходимый для здоровья и нормального развития, восстанавливается и накапливается только после того, как энергия будет потрачена. Речедвигательный дефицит, возникающий из-за наших запретов громко говорить, кричать, бегать, прыгать, из-за нашего настойчивого стремления сформировать у детей навыки «хорошего поведения», является одной из основных причин задержки развития голоса и речи у детей.

Что же предпринять, чтобы коррекция и развитие речевого и певческого голоса стали более эффективны, с чего начать и как сделать так, чтобы первые шаги ребёнка в освоении искусства пения были радостными, увлекательными, приятными и лёгкими?

Практическое знакомство с системой воспитания К.Орфа привело нас к мысли начать развитие певческого голоса у детей с речевого этапа. Ведь с помощью речи, поскольку ребёнок уже достаточно владеет ею, ему намного легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: регистры голоса (низкий, средний, высокий), динамику (силу голоса), темп (от медленного до быстрого).

На речевом этапе удобно работать и над формированием таких певческих навыков как дыхание, дикция, навык головного высокого звучания, лёгкость и полётность голоса, многоголосия. Ведь прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок должен высоко и выразительно научиться говорить. Именно поэтому речевой этап, как подготовительный, предшествует певческому этапу развития голоса. В содержание работы на речевом этапе включены голосовые развивающие игры, речевые зарядки, речевые игры и упражнения, ритмо и мелодекламацию.

Применяемый разговорно-игровой метод даёт детям почувствовать возможности своего голоса, поиграть им, одновременно выплёскивая лишнюю энергию и снимая эмоциональное напряжение, этот метод делает развитие голоса и решение коррекционных задач весёлым и интересным для детей занятием. Голосовые развивающие игры могут использовать на своих занятиях не только музыкальные руководители, но и логопеды, воспитатели. Игры с голосом ( в том числе и доречевые звуки-смех, плач, гудение, крик, вой, писк, которые заменяли нашим предкам слова в раннем детстве человечества) помогают ребёнку вернуться в доречевой период голосовой активности и по возможности устранить неравномерности развития голоса. Звукоподражания, фонематические загадки, пальчиковые игры эффективно развивают мимику, артикуляционную моторику, речевой слух.

Систематическое использование голосовых игр готовит ребёнка к управлению своим голосом и артикуляцией, развивает фонематический, интонационный и музыкально-певческий слух, помогает устранению ряда дефектов речи. А звуковой массаж голосовых связок, проводимый в игровой форме,- это самый простой и доступный способ профилактики и оздоровления голоса ребёнка.

Упражнения:

Колыбельная    Кукла Катя спать пошла

Я спою ей «А-а-ааааа»

Кукла Катя, засыпай:

«баю-бай, баю-бай»

Ночная песня филина     Ухал, охал, ахал филин: «У-ууух!У-ууух!»

Эхо слышалось в лесу  «У-ууух!У-ууух!»

Звери в страхе разбежались «У-ууух!У-ууух!»

Песни Фили испугались «У-ууух!У-ууух!»

Песенка кота      Кот на солнышке лежит «Мррр»

И уютно так урчит  «Мррр»

Где же песенка звучит «Мррр»

Вот загадка-кот молчит! «Мррр».

Добавить комментарий