Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Театрализованные игры

Театрально- игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и декламационные способности, формирует чувство коллективизма, развивает память.

Время года этой деятельности отводится вне занятий: во второй половине дня в группе или на прогулке в теплое время года.

Театрализованные игры включают:

1.  действие детей с кукольными персонажами( сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, бибабо, плоскими фигурами);

2.  литературную деятельность( проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, перемежаясь пояснениями от автора);

3.  изобретательную деятельность- носит характер пространственно- изобразительной, оформительной: дети создают рисованных или аппликативных персонажей;

4.   музыкальную- исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценирование , приплясывание , напевание и т.д.

Руководство театрально- игровой деятельностью требует от педагога умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых- формирование творческих способностей детей.

Педагог помогает детям организовать деятельность- объединиться в небольшие творческие группы, вместе подготовить, оформить и проиграть от начала до конца литературное произведение.

Театрализованные игры планируются ежедневно в самостоятельной игровой деятельности. Однако. Для того, чтобы дети средней группы могли играть сами, еще в младшей группе нужно уделять внимание самостоятельной художественной деятельности, учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, небольшие занимательные сценки, используя игрушки и плоскостные фигурки, пальчиковый театр. Все это помогает подготовить детей к активному участию в театральных играх и является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.

Кроме песенок и потешек рекомендуется использовать скороговорки. Цель- учить детей сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

«Дали Клаше каши с простоквашей

Ела Клаша кашу с простоквашей».

Игры с пальцами можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. С помощью таких игрушек педагог может отыграть ряд стихотворений и потешек.

В проведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов( Барто, Маршак и т. д.) . В этом случае педагог сам читает литературное произведение, а дети подражают действием его героев. Подобные игры доступны даже детям 1-ой младшей группы.

Уже в младшей группе при обыгрывании потешек целесообразно предложить детям игрушки. Такое обыгрывание очень близко театральным играм. Зрителями могут быть сверстники и куклы.

В средней группе, когда дети приобретают некоторый опыт, театрализованные игры выступают как один из видов творческих игр. Они дают возможность воспроизводить понравившиеся литературные произведения с помощью слов, мимики, жестов, передавать различные образы. Все это обогащает словарный запас, развивает память, умение действовать согласно замыслу.

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предвидеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие- использовать хорошо знакомые детям произведения, т.е. соответствующие программе предшествующих по возрасту групп.

Целесообразно отбирать небольшие произведения: потешки, стихи, сказки( например, « Кисонька- мурысонька», « Ванька- встанька» А.Барто, « Перчатки» С.Маршака, русские народные сказки « Теремок» и т.д.), обязательно содержащие диалог. Сюжет их должен быть динамичным. Желательно даже подобрать произведения, в которых существует конфликт между действующими лицами, как в стихотворении С. Маршака « Перчатки» или в сказке « Лиса, заяц и петух».

Подготовка к театрализованным играм требует правильного руководства. Педагог ненавязчиво предлагает поиграть в сказку, причем дети должны сами выбрать одно из 2-3 названных произведений.

Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, слайды, грамзапись. Это поможет детям составить более четкие представления о героях произведений.

Выбранное литературное произведение педагог читает детям с установкой на последующее его обыгрывание с любыми подходящими игрушками.

После чтения педагог задает вопросы, которые помогут воспроизвести последовательность действия, напоминает характерные черты персонажей.

Работа проходит индивидуально с небольшой подгруппой. Каждый ребенок должен знать теней всех действующих лиц, уметь вовремя дать реплику соответственно взятой роли, включиться в действие. Поэтому педагог повторяет с детьми пересказ произведения в лицах.

Организация театральных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующие персонажу, учит звукоподражанию, четкой дикции.

После разучивания текста педагог начинает работать с детьми под движениями: учит их движениями передавать характер литературного героя( лиса хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться); предлагает всем детям попробовать себя в определенной роли, затем выбрать лучших исполнителей.

При распределении ролей можно использовать считалочки.

К театрализованным играм предусматриваются несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать охране жизни и здоровья детей.

В средней группе все атрибуты подготавливает сам педагог в присутствии детей, привлекая их к несложной, посильной работе.

В старшей и подготовительной группе возможности детей возрастают: они приобретают опыт в конструировании, рисовании. Поэтому их можно привлекать к обсуждению и изготовлению несложных костюмов и декораций.

Добавить комментарий