Развитие речи посредством театра
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
А переоценить роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям — осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С. Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить, и порадоваться в ней должен каждый ребёнок.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленые воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка
В детском саду театрально — игровая деятельность детей принимает две формы:
1) когда действующими лицами являются определённые предметы (игрушки, куклы, фигуры, куклы би – ба — бо и т. д.);
2) когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль.
В первом случае дети передвигают картонные фигуры, куклы би — ба — бо, надетые на руку, и произносят за них слова.
Во втором случае они сами «превращаются» в медвежат, зайцев или других действующих лиц, ходят и говорят за них.
Притягательной силой для детей стало то, что именно обычные их игрушки вдруг заговорили, ожили.
Сознательно фантазировать и реализовывать свои замыслы в деятельности — нелёгкая задача даже для взрослого человека. Ребёнку же при всей его расположенности к фантазированию сделать это ещё труднее, поскольку здесь требуется специальное напряжение мысли, высокий уровень развития воображения, жизненный опыт и, наконец, умение произвольно управлять своей речью и данным процессом.
Существуют трудности, которые мешают развитию творческих возможностей детей. Первая из них заключается в неумении передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев. В этом случае дети сразу теряются, эмоциональный настрой снижается, исчезают первоначальные эстетические переживания.
На пути ребёнка, наконец, оказывается ещё одно препятствие — трудность соединения речи с движением. Выразительно разговаривая за своего персонажа, ребёнок забывает о движениях или двигается очень скованно. В тоже время, хорошо передавая движения, он «теряет дар речи».
Развитие речи в театрализованной деятельности обогащает жизнь ребёнка новыми переживаниями и чувствами: преодолев трудности, ребёнок испытывает удовлетворение, его радует достигнутый результат — своим выступлением он доставил удовольствие другим. Это порождает у детей новое желание, пробуждает новые стремления к более полному, творческому выражению чувств, мыслей и настроений, способствует всестороннему и гармоническому развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.