Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 2 «Гномик» муниципального образования Тимашевский район

Рекомендации по слушанию классической музыки

Функциональные и органические нарушения у ребёнка обусловлены, как правило, воздействием психотравмирующих факторов, длительного психоэмоционального напряжения, стресса, депрессии.

Поэтому, наряду с медикаментозной терапией, реализуемой врачами, могут быть эффективны и немедикаментозны методы, одним из которых является моделирование звуковой среды на музыкальных занятиях.

         Как показано ранее проведёнными исследованиями, воздействие музыки, различной по форме и содержанию, оказывает реабилитационный эффект. Это своего рода музыкальная фармакология.

         Специальные физиологические исследования выявили, что музыка является не только средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение, но и вызывает физиологические изменения, адекватные определённым типам музыкального воздействия. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерены. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определённая связь. Используя определённый музыкальный ритм, можно оптимизировать физиологические ритмы ребёнка — сердечный, дыхательный, сенсомоторный и т.д.

         При этом правильный выбор музыкальной программы- ключевой фактор моделирования звуковой среды, так как действие музыкальных раздражителей может быть разным по характеру в зависимости от высоты, силы звука и тембра.

         Изучение влияния музыки на организм ребёнка позволило нам составить программы, в основе которых были классические произведения как отечественных, так и зарубежных авторов:

         1. Для уменьшения раздражительности, депрессии и повышения чувства принадлежности к природе, частью которой ребёнок является:

         Бетховен «Лунная соната», Прокофьев «Соната ре-минор»,Франк «Симфония ре-минор», Сен- Санс «Лебедь», Шопен «Прелюдия ре-минор».

         2. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения активности, улучшения настроения: Бах «Прелюдия и фуга до-минор», Бетховен, увертюра «Эгмонт», Чайковский «Шестая симфония,

3-я часть», Шопен «Прелюдия №1», Лист «Венгерская рапсодия №2».

         3. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:

         Шопен «Мазурка», «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».

         4. Для общего успокоения, умиротворения и адекватного восприятия трудностей:

         Бетховен «Шестая симфония, 2-я часть», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», «Анданте», Шопен «Ноктюрн соль минор», Дебюсси «Лунный свет».

         5. Для снятия напряжённости и улучшения взаимоотношений с окружающими:

         Бах «Итальянский концерт», «Кантата №21», «Концерт ре-минор для скрипки», Гайдн «Симфония», Сибелиус «Финляндия», Барток «Соната для фортепиано», «Квартет №5», Брукнер «Месса ми-минор».

         Методика моделирования звуковой среды состояла в организации индивидуального и или группового прослушивания вышеназванных музыкальных произведений по актуальному состоянию и потребностям детей.

         Продолжительность прослушивания также была ориентирована на желания детей. Общее число прослушиваемых произведений зависело от субъективного самочувствия. Благодаря такому подходу на занятиях устанавливалась среда полного доверия и творческой реализации, необходимая для учебного процесса.

         Для того, чтобы музыка оказывала максимальный эффект, её воздействие предполагало трёхэтапность. На первом этапе она соответствовала эмоциональному состоянию детей (как правило минорные вещи). На втором этапе — произведения нейтрального характера, не вызывающие ярких эмоциональных реакций или ассоциаций как положительного, так и отрицательного характера. И, наконец, третий этап (основной)- музыкальные произведения, настраивающие на мажорный лад. Продолжительность этапов регулировалась самими детьми, что соответствовало фундаментальным представлениям об организме, как саморегулирующейся и самовосстанавливающейся системе.

         Как показали наши наблюдения за детьми, они особое предпочтение отдавали музыке, доставляющей удовольствие и создающей приятное настроение (основной, третий этап).

         Таким образом, как показали наши первые наблюдения, моделирование звуковой среды занятий может стать эффективным дополнительным методом оптимизации процесса образования детей и сохранения их здоровья в условиях информационной нагрузки.

         Применение музыки в оздоровительных целях имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как оздоровительное средство. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

         Эффективность воздействия музыки на организм человека исследовалась на уровне междисциплинарных подходов. Было показано эффективное применение музыки во многих областях: детской и взрослой психиатрии, педиатрии, травматологии, невропатологии, лечении психосоматических заболеваний, внутренних болезней, интенсивной терапии.

         Современные исследования показали, что возможности музыки с профилактической и коррекционно- оздоровительной целью достаточно широки и могут включать в себя разнообразные программы: для снятия стресса, для повышения резервных возможностей организма, включая творческого потенциала мозга, для оптимации учебного процесса, для профилактики психосоматических нарушений у детей и педагогов под действием информационных перегрузок, для детского контингента реабилитационных центров, имеющих физические нарушения, страдающих нарушениями речи и отстающих в развитии, и т.д.

ВСТУПАЯ В ЖИЗНЬ ПОД МУЗЫКУ ВИВАЛЬДИ.

Ещё недавно об этом спорили и в шутку говорили: «Хотите, чтобы Ваш будущий ребёнок стал музыкантом, чаще ходите на концерты». Недавними исследованиями учёные доказали, что развивающийся плод не только слышит, но и многое чувствует. Больше того, внешний мир оказывает сильное влияние на его развитие.

         Доказана активная реакция эмбриона на музыку. Не всякая им нравится- быстрый и шумный рок возбуждает, вызывает недовольство, медленная классика- успокаивает. Английский врач М. Клементе путём долгих исследований определила, что самое благотворное влияние оказывают сочинения Моцарта и Вивальди.

         Отечественные исследования, проводимые под руководством Михаила Лазарева,показали, что именно классическая музыка прекрасно воздействует на формирование костной структуры плода. Музыкальные вибрации оказывают влияние на костную структуру, щитовидную железу, стимулируют кровообращение. Особенно рекомендуется слушать будущим мамам произведения Моцарта и Вивальди.

         Механизм воздействия музыки на человека впервые был изучен в конце 19, начале 20 века. Специалистами было отмечено, что музыка действует избирательно- в зависимости не только от её характера, но и от инструмента, на котором она исполняется. Скрипка и фортепиано, например, действуют успокаивающе, а расслабляющим действием обладает флейта. Учёные пришли к выводу, что звуки кларнета улучшают кровообращение, а медленная и негромкая мелодия струнных инструментов снижает кровяное давление, альт используется при нарушениях нервной системы, упадке сил; арфа при профилактике истерии; флейта- при заболевании бронхолёгочной системы; кларнет избавляет от подавленного состояния.

         Звуки колокола за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа. Мощное оздоравливающее воздействие оказывает орган.

         Влияние звучания музыкальных инструментов на внутренние органы:

Муз. инструменты:Внутр. органы:Опт. время воздействия
ГитараСердце11-13 ч.
АрфаЛёгкие3-5 ч.
ФлейтаПечень1-3 ч.
ГобойЖелчный пузырь23-1 ч.
ТрубаПоджел. железа9-11 ч.
КлавишныеЖелудок7-9 ч.
СкрипкаТонкий кишечник13-15 ч.
Губная гармоньТолстый кишечник5-7 ч.
СаксофонПочки17-19 ч.
БарабанПозвоночник15-17 ч.

         При заболеваниях желудочно- кишечного тракта благоприятно влияет музыка Бетховена и Моцарта, что в большинстве случаев приводит к значительному улучшению состояния и к более быстрому рубцеванию язв. Л. Демлинг выявил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока. В связи с этим обед в музыкальном сопровождении оправдан не только с эстетической, но и с утилитарной точек зрения.

         В московском центре «Эйдос» воздействие музыки используется для лечения сахарного диабета. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменить уровень сахара в крови.

         Самый большой эффект даёт музыка в профилактике и лечении информационного стресса. Бетховенский «Хор пилигримов» снимает переутомление и головную боль, «Карнавальная прелюдия» Дворжака- депрессию, тоскливость.

         Больным детям с различными видами параличей предлагаются на выбор мелодии (в основном это классическая музыка) и просят показать, что они слышат. Уже после нескольких дней таких занятий можно заметить положительные сдвиги в опорно- двигательной системе больного ребёнка.

         В нашей стране в марте 2001 г. при музыкальной академии имени Гнесиных открыта новая специальность «Музыкальная реабилитация» и соответствующее отделение, руководит которым профессор медицины и по совместительству певец Большого театра, доктор медицинских наук С.В. Шушарджан, сформулировавший новую научную концепцию: «Музыкотерапия — это система психосоматической регуляции функций организма человека», имея в виду одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.

Добавить комментарий