ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
(консультация для воспитателей)
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира — предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Хочу предложить вашему вниманию пальчиковую игру:
КОЛЫБЕЛЬНАЯ ОСЕННЕГО ЛИСТОЧКА
(текст и движения Матвиенко)
Рука согнута в локте и поднята вверх, пальцы раздвинуты –
«крона дерева» накрыта платком.
Листик с дерева сорвался – другой рукой потихоньку, за
Уголок снимаем платок – «листик» с «кроныдерева»
Он кружился и летел – держа платочек – «листик» за угол,
Продеваем его через «веточки дерева» пальцы
Стал улитке одеялом – показать пальцами улитку и
Накрыть ее платком «листиком»
Ветер песенку запел – покачать «улитку» и подуть на платок
«листик»
Пел о том, что все уснули – рука согнута в локте и поднята вверх, пальцы
раздвинуты –«крона дерева» накрыта
платком – «листиком» и покачивать
И деревья, и трава, — показать дерево, а затем опустить
Ладонь горизонтально, платок –«листик» лежит на
Ладони, покачивать
И жуки, и гусенички–завернуть ладонь, как кокон
Платочек –«листик»
Скоро в лес придет зима –покачать «кокон»
В гамачке паучок, — взять платочек – «листик» за два
Противоположных угла, сделать «гамачок», а в нём
«паучок» — кулачок другой руки, покачать
Под листочком светлячок – накрыть платочком-
«листиком» кулачок –«светлячок» и погладить нежно
Ладошкой другой руки
Спят деревья, спит трава – показать дерево, а затем
Опустить ладонь горизонтально, платок – «листик» лежит
На ладони, покачивать
Скоро в лес придет зима – покачать платочек –«листик»
Рука согнута в локте и поднята вверх, пальцы раздвинуты-
«крона дерева» накрыта платком –«листиком» и
Покачивать
Листик с дерева сорвался – другой рукой, за уголок
Снимаем платок – «листик» с «кроны дерева» с
Пальцев
Он кружился, он кружился – держа платочек – «листик» за
Угол продеваем его через «веточки дерева» пальцы
Он кружился и летел… опустить ладонь горизонтально,
Платок – «листик» лежит на ладони, покачивать.