Необыкновенное путешествие Колобка
ЦЕЛИ: — показать новые приёмы и методы в использовании артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастик в коррекционной работе логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи;
— отработать упражнения способствующие развитию артикуляционного праксиса;
— сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей;
— развивать общую моторику;
— вырабатывать речевое дыхание;
— использовать элементы психогимнастики;
— работать над просодической стороной речи;
— упражнять в восприятии предметов наложенных друг на друга.
ОБОРУДОВАНИЕ: костюм Колобка; дорожка (следы); река (верёвка синего цвета); рыбки (44 шт. разного цвета); карточки с рыбками (5 шт.); ведёрко; рисунки тучи для штриховки (6 шт.); карандаши синего цвета (6 шт.); пеньки; конверты с разрезанными Колобками (с разными эмоциональными состояниями: грусти, веселья, испуга, удивления, сердитости, огорчения); солнышко; прищепки (20 шт.); сумка; бабочки (7 шт.); лужица; мыльные пузыри; домик; картина – «Что нарисовано?»; стул; тарелка; Колобки (из папье-маше) на нитке; цветы; туча; ласточки; грузик; леска; магнитофон с кассетой, на которую записаны звуки грома и песня из мультфильма «Облака – белогривые лошадки».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Логопед: «Дети, я сегодня утром спешила к вам в садик, а попала на полянку. А ещё по дороге увидела одного вашего знакомого. Он был таким печальным, что я решила захватить его с собой. (Входит Колобок). Вы все его, конечно, узнали. Это Колобок. Посмотрите, какой он?»
Дети: «Он круглый, румяный, мягкий, вкусный, грустный, большой».
Логопед: «Дети, погрустите вместе с Колобком, а я пока расскажу, что с ним случилось. Вы знаете сказку про Колобка, помните, как она закончилась?..»
Дети: «Лиса съела Колобка».
Логопед: «А вот и нет. На самом деле Колобок убежал от лисы и решил вернуться обратно к бабушке и дедушке, но он забыл дорогу домой, давайте ему поможем…
Прежде всего, Колобка надо развеселить (Колобок ставиться в центр круга):
Упр.: «Заборчик» — покажите Колобку как вы умеете улыбаться, ветерок дует сквозь зубки – С – С – С;
Упр.: «Дудочка» — а теперь сделайте губы «трубочкой», поиграйте для Колобка на дудочке (пальцами перебираем) – ду – ду – ду;
Упр.: «Сдуем щёки» — надуйте щеки, чтобы они стали как бока у Колобка и ладошками сдуйте их.
Посмотрите, Колобок улыбнулся.
Упр.: «По камушкам» — давайте отправимся в путешествие по дорожке искать домик Колобка, а чтобы не скучно было идти споём песенку:
СА – СА – СА – меня не съела лиса.
ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ – круглый я как Земля.
Я к дедушке иду.
Я к бабушке иду.
Я с ребятами иду.
Песню звонкую пою.
2. Логопед: «Стоп, дальше идти нельзя, путь нам преградила река, как же нам быть, что делать?»
Упр.: «Лодочка» — сделаем лодочку (соединим ладошки) и поплывём по кругу: Лодочка плывёт по речке,
Оставляя на воде колечки.
Упр.: «Гребец» — теперь сядем и «погребём вёслами» (сидя, вращать сжатыми в кулаки руками – «грести вёслами» от себя к себе, одновременно наклоняя и разгибая корпус).
Посмотрите в воду. Кто там плещется? Да это же рыбки (разбросать рыбок) хотят с нами поиграть.
Игра: «Разноцветные рыбки» — посмотреть карточку (красная, жёлтая, синяя, красная рыбки), убрать карточку, дети по памяти составляют то же, проверяется правильность и т. д. Затем рыбки убираются в ведро и относятся в аквариум.
3. Логопед: «Вот и добрались мы до берега и очутились в лесу. А кто живёт в лесу? (Дети перечисляют). Знаешь, Колобок, а дети умеют скакать как зайчики, посмотри, как (дети превращаются в зайчиков):
Зайка по лесу скакал,
(руки – перед грудью).
Зайка корм себе искал.
(сели на корточки)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
(ладони поставить ребром к голове)
Шорох тихий раздаётся:
(повести одним «ушком»)
Кто-то по лесу крадётся.
(пугливо оглянуться)
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Прыгнул вбок и обернулся,
(скакать, бежать по кругу, затем на двух ногах – большой прыжок в сторону и полуоборот)
И под кустиком свернулся.
Словно беленький клубок –
Чтоб никто найти не смог.
(свернуться в клубок).
Зайки притаились, посмотри, Колобок, никто не шевелится?»
4. Гремит гром. Логопед: «Что за шум? Что такое? Это грохочет гром, скоро пойдёт дождик, спрячемся под ёлочку:
Упр.: «Ёлочка» Ёлка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Поднять ёлочку над головой.
Упр.: «Туча» (штриховка). Логопед: «Посмотрите, дети, какие чёрные тучи над нашими головами, давайте их прогоним, постараемся, и они из чёрных станут синими». Раздаются листочки, с нарисованными по контуру тучами. Дети заштриховывают тучу синим карандашом. (В это время Колобок уходит за дверь).
Игра: «Собери Колобка». Логопед: «Но одна молния всё-таки разбила Колобка на мелкие части». Детям раздаются конверты с разрезанными Колобками, они должны их собрать. Потом рассказать и показать эмоциональное состояние своего Колобка (грустный, весёлый, испуганный, удивлённый, сердитый, огорчённый).
Игра: «Солнышко» — Колобок входит и говорит: «Спасибо! Вы мне помогли, но вот ещё кому нужна ваша помощь». (Показывает солнышко).
Логопед: «После грозы солнышко потеряло свои лучики. Давайте каждый из вас возьмёт по три «лучика» (прищепки), из сумки Колобка и поможет солнышку». (Дети прикрепляют прищепки; логопед вешает солнышко на полянке с помощью лески и грузика).
5. Логопед: «Наконец-то кончилась гроза, засияло солнышко над полянкой и стали раскрываться цветочки».
Упр.: «Цветы» (Колобок показывает со всеми):
Наши нежные цветочки
Открывают лепесточки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши нежные цветочки
Закрывают лепесточки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Дети соединяют руки, раскрывают ладошки, растопыривают пальцы. Затем соединяют ладошки в кулачок и двигают им из стороны в сторону.
Логопед: «Дети, у кого какой цветок, как называется… Давайте их понюхаем, вдохнём носиком аромат, а на выдохе скажем «хорошо», «очень хорошо».
Упр.: «Бабочки».
Логопед: «У вас получились такие красивые цветочки, что на них слетелись бабочки (на нитках). Подуйте на бабочку. Посадите бабочку на нос и подуйте вверх. Отнесите бабочек на другие цветы на полянке».
Игра: «Мыльные пузыри».
Логопед: «Колобок, что ты такое нашёл?»
Колобок: «Лужицу после дождя. Сейчас я вас научу одной игре».
Дети дуют пузыри из лужицы с мыльной водой.
Звучит песня «Облака»…
Логопед: «Посмотрите, дети, как мыльные шары летят! Хотите полететь на шарах к облакам? Вспомните…
Упр.: «Шарик».
Логопед: «Надувайте шарики и полетели высоко в небо:
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
(поднять шары над головой и покружиться).
Что это такое внизу виднеется, да это же домик Колобка:
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
«Упали на землю» (подпрыгнули и присели)». Встали, подошли к домику.
6. Логопед: «На домике замок, как же его открыть? Сделаем…»
Упр.: «Замок».
На двери висит замок
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали … и – открыли!
Логопед: «Дети, бабушки и дедушки нет дома. Они, наверное, ушли искать Колобка. Давайте им сделаем сюрприз – положим Колобка на место. Но куда?..»
Картина «Что нарисовано»? (предметы, наложенные друг на друга). Обвести пальчиком (окошко, горшок, лопатка, стол, тарелка). Положим Колобка на окошко (стул).
Логопед: «Колобок счастлив, что вы ему помогли. Оказывается, дети, вы многое умеете, а особенно помогать другим. На память Колобок дарит вам тарелку с маленькими Колобками, потяните за нитку, подуйте, оденьте на шею. Попрощайтесь с Колобком».