Рекомендации родителям по развитию мышления
Уважаемые родители, данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
♦ Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
♦ Учить составлять группу из отдельных предметов.
♦ Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
♦ Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
♦ Учить сравнивать предметы.
♦ Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
♦ Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
♦ Побуждать делать самостоятельные выводы.
♦ Учить отвечать на вопросы, делать умозаключения.
♦ Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
♦ Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
♦ Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
♦ Учить устанавливать причинно-следственные связи.
♦ Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
♦ Учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
♦ Способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения для развития мышления
♦ «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
♦ «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
♦ «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.
♦ «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
♦ «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый — легкий», «сильный — слабый», «твердый — мягкий и др.
♦ «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.