Артикуляционная гимнастика
Чтобы у ребенка формировалось правильное произношение звуков, произношение уже имеющихся звуков было четким, я рекомендую занятия артикуляционной гимнастикой. При регулярных повторениях упражнений укрепляются органы артикуляционного аппарата (губы, язык), ребенку легче переходить от одной артикуляционной позы к другой, легче удерживать нужное положение, для правильно произнесения сложных звуков.
Если у ребенка вялая артикуляция, речь не внятная, хотя он может произнести звуки четко…
Если речь ребенка в процессе формирования…, то артикуляционная гимнастика поможет сделать речь более четкой, подготовит и укрепит речевые мышцы для дальнейших занятий, поможет формированию правильного произношения.
Деткам 2-3 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение.
Дети 4-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Занятия должны быть:
- регулярными. Как минимум, ежедневными, желательно проводиться 2-3 раза в день.
- недолгими. От 2-3 минут в начале работы до 5-7 минут в дальнейшем.
- проводиться перед зеркалом. На первых этапах работы, чтобы кроме тактильных ощущений был ещё и зрительный контроль.
- на 1 занятии использовать 2-3 упражнения. Новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Иногда есть смысл провести несколько занятий без введения новых упражнений, для закрепления уже знакомых, но ещё сложных для ребенка действий.
- каждое упражнение повторять 5-7 раз. Но стоит внимательно следить за реакцией ребенка. Главное, чтобы сохранялся интерес к занятию.
- статические упражнения надо удерживать 10-15 секунд. Сразу это время задерживать артикуляционную позу очень сложно, поэтому надо постепенно увеличивать время, начиная от 2-3 секунд.
- динамические упражнения должны выполняться плавно и максимально точно. Темп постепенно можно увеличивать, но следить, чтобы правильность выполнения соблюдалась.
- все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
- если какое – то движение не получается, можно помочь ребенку шпателем, пальцем, ручкой чайной ложки.
- сначала взрослый показывает упражнение-ребенок повторяет, делает синхронно с показывающим.
Обязательно надо следить за правильностью выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица.
Желаю Вам успехов!