Мнемотехника как одна из инновационных технологий обучения дошкольников правилам дорожного движения
Воспитатель
Гребенюк-Отиско С.В.
1 слайд — Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по теме: «Мнемотехника как одна из инновационных технологий обучению дошкольников правилам дорожного движения».
2 слайд — Проблемой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма я занимаюсь на протяжении двух лет, используя различные методы и технологии (как традиционные, так и нетрадиционные). Не все методы дают устойчивый эффективный результат, поскольку главной задачей любой технологии (метода) является доступность и заинтересованность ребенка в процессе обучения. Одним из наиболее эффективных методов обучения детей правилам дорожного движения, как показала моя практика, является МНЕМОТЕХНИКА. Сегодня я с удовольствием расскажу вам об этом методе и поделюсь своим наработками.
3 слайд — МНЕМОТЕХНИКА — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
4 слайд — Цель этой технологии: развитие памяти (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной), мышления, внимания, воображения.
Опора на визуальный образ очень важна и обязательна. Если при воспроизведении
текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает текста.
Именно приём символизации – это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Для этого достаточно схематичного изображения отдельных
частей, что облегчит запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в
рифмованной форме.
5 слайд — С помощью мнемотехники здесь мы решаем следующие задачи:
1. Закрепление знаний по правилам дорожного движения.
2. Активизация связной речи.
3. Расширение и обогащение словарного запаса детей.
4. Формирование умения преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации)
5. Развитие у детей восприятия, воображения, внимания, памяти, творческого мышления, умения использовать средства мнемотехники.
Работа по овладению мнемотехникой строится от простого к сложному и начинается с мнемоквадратов.
6 слайд – 1)Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает слово, словосочетание или простое предложение. Другими словами – перевод словесной информации в символическое изображение.
Так, например, можно изобразить стоящего или идущего человека, слово «переход» изобразить стрелочкой. Символами изобразить машину, светофор, слова «нельзя», «запрещено», «внимание» и так далее.
У каждого ребенка может быть свой символ, понятный ему. Таким образом, накапливается ассоциативный ряд в мнемоквадратах.
Когда дети освоили принцип зашифровки (перевода) слова в символ, можно записывать текст схематически, используя готовые мнемоквадраты из которых можно образовывать так называемые мнемодорожки.
7 слайд – 2)Мнемодорожки – это последовательность изображений, которые расположены в ряд.
8 слайд — НАПРИМЕР: «Переходи дорогу по ЗЕБРЕ»
Задание: вам необходимо найти нужные символы и выложить их по порядку так, чтобы получилось читаемое правило.
9 слайд — «НЕЛЬЗЯ ПЕРЕБЕГАТЬ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ»
10 слайд — «ПЕРЕХОДЯ ДОРОГУ, ПОСМОТРИ НАЛЕВО И НАПРАВО»
11 слайд — «ПЕРЕХОДИ ДОРОГУ, ДЕРЖА ВЗРОСЛОГО ЗА РУКУ»
А также педагог может предложить готовую дорожку символов. Вместе с детьми рассматривают изображения, и формулируют правило.
Например, мнемодорожка из следующих символов
12 слайд — давайте попробуем рассмотреть и сформулировать правило
«НЕ ПЕРЕХОДИ ДОРОГУ НА КРАСНЫЙ СВЕТ»
Задание: а теперь каждый из вас получит свою схему (мнемодорожку) и попробует расшифровать свое правило.
13 слайд – «НЕЛЬЗЯ ПЕРЕБЕГАТЬ ДОРОГУ ВПЕРЕДИ ИДУЩЕГО ТРАНСПОРТА»
14 слайд – «ПЕРЕХОДИ ДОРОГУ НА ЗЕЛЕНЫЙ СИГНАЛ СВЕТОФОРА»
15 слайд – «НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ»
Далее задание усложняется. Детям предлагаются эти же дорожки, но в разрезанном виде. Зачитывается правило (возможно в стихотворной форме). Нужно правильно выложить мнемодорожки.
16 слайд
Загорелся красный свет, пешеходу хода нет.
Желтый же сигнал сказал, чтобы я зеленый ждал.
Сигнал зеленый говорит: «Для тебя проход открыт».
17 слайд – ИГРА «Найди свой знак»
Для закрепления знаний о дорожных знаках будет интересна игра «Найди свой знак». Предлагаю поиграть. Детям предлагаются мнемодорожки, в которых зашифрованы форма, цвет, расположение и назначение знака. Ведущий (педагог) идет по кругу и говорит слова:
По дороге я иду
И на знаки я смотрю.
Я хочу спросить про знак,
Нарисован он вот так.
Педагог останавливается перед любым ребенком и передает мнемодорожку. По ней ребенок описывает знак и находит его среди других.
ИТАК, играем…
Знак треугольной формы, красного цвета, расположен на проезжей части около школы, на знаке бегущие дети. Это предупреждающий знак для водителей «Дети»
Знак квадратный, синего цвета, расположен у дороги, на знаке нарисован человек, идущий по зебре. Это знак «Пешеходный переход»
Знак треугольный, красного цвета, расположен у железнодорожного переезда в населенном пункте, на знаке нарисован поезд. Это знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»
Такие мнемодорожки можно составить для любых знаков.
Следующий этап – использование мнемотаблиц.
18 слайд – 3)Мнемотаблица – схема, в которую заложен определенный большой объем информации
С помощью мнемотаблиц можно запоминать правила, стихи, загадки, рассказы. Дети могут как по готовой мнемотаблице запоминать, так и в обратном направлении — зарисовывать самостоятельно, а потом по ней рассказывать.
Например, СТИХОТВОРЕНИЕ:
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
19 слайд – таблица для стихотворения
Подобно можно работать и с рассказами. Мнемотаблица может помочь как запомнить рассказ по изображениям, так и, имея рассказ, перевести его в МНЕМОТАБЛИЦУ. Хотя последний вариант более сложен, но мы с вами трудностей не боимся и сегодня я предлагаю по готовому рассказу попробовать зарисовать свою, индивидуальную мнемотаблицу.
20 слайд — Дорога состоит из проезжей части, обочины и тротуара. По проезжей части едут автомобили, по тротуару идут пешеходы. Главный помощник – светофор. У него три сигнала: красный, желтый, зеленый. Он помогает водителям и пешеходам. Дорожные знаки предупреждают, запрещают, подсказывают, что нужно делать пешеходу или водителю. Переходить проезжую часть можно только там, где есть светофор или по пешеходному переходу. Водителям и пешеходам нужно быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Вот видите, еще раз мы с вами убеждаемся в том, что все мы индивидуальны, как и наши детки, ассоциации у каждого возникают разные, не смотря на то, что текс одинаковый.
21 слайд – схема мнемотехники.
Итак, подводя итог можно с уверенностью сказать, что при обучении дошкольников правилам дорожного движения целесообразно использовать метод мнемотехники, поскольку он дает эффективный результат.
Мнемотаблицы облегчают запоминание стихов, правил Дорожного Движения, дорожных знаков. Малыши с удовольствием изучают и запоминают столь важную и сохраняющую их жизнь и здоровье информацию.
И в завершении нашей встречи я предлагаю каждому из вас с помощью своей мнемотаблицы выразить отношение к прошедшему мероприятию.
Спасибо большое за внимание, надеюсь мой опыт станет полезен для вашей работы с детьми.