Как организовать логопедические занятия дома?
Подготовила:
учитель-логопед
Сербина И.Н.
Итак, вам необходимо самостоятельно заниматься со своим ребенком.
Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
«Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, картинки «Посуда», «Мебель» и т. п.).
Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
Разрезные картинки из двух и более частей.
Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.
2. Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно »отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут »побеседовать» с малышом.
И главное – не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
3. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте логопедическое занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут! Позже внимание ребёнка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребёнок индивидуален.
Если вы увидите, что взгляд вашего ребёнка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
5. Знакомьте ребенка с детской литературой!
6. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вам надо выучить с ребёнком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
7. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
8. Не употребляйте слово «неправильно»!
9. Поддерживайте все начинания вашего ребёнка, хвалите даже за незначительные успехи. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Всё зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребёнок не воспринимает их в том виде, в каком они вам представлены.
О ЧЁМ СЛЕДУЕТ ЗАДУМАТЬСЯ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ТЕРЯЕТ ИНТЕРЕС К ЗАНЯТИЯМ:
-Не забыли ли вы, что занятие с дошкольником – это не урок, а игра, спектакль, удовольствие?
— Помните ли вы об основных методах воздействия: поддержка, похвала, поощрение?
— Может быть, у вас пропало желание заниматься (сложно, требуется много времени, не хватает артистизма, не уверены в своих силах, иссякает терпение и т. п. …)?
— Не связаны ли трудности в обучении (невнимание, неумение слушать, неусидчивость и др.) с физическими особенностями ребёнка и перенесёнными заболеваниями.
В любом случае не стоит прекращать занятия. Можно замедлить темп, уменьшить длительность занятий, снизить требования, увеличить количество приятных сюрпризов, игровых ситуаций, положительных оценок.
Терпение и доброжелательность помогут вам достичь взаимопонимания с ребёнком и почувствовать радость от совместной деятельности. Успехов Вам!