Какие особенности составления предложений есть у детей с общим недоразвитием речи?
Подготовила: учитель – логопед Дунаева Е.А.
Уважаемые родители!
Синтаксис помогает человеку облекать свои мысли в слова, подчиняя их
определенному порядку. Благодаря синтаксису люди обмениваются
информацией, понимают друг друга. Важно уметь грамотно составлять
предложения, так как это способствует реализации ребенка в обществе, в
личной и профессиональной жизни.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно:
частое употребление простых предложений («Мама, дай куклу»);
из-за большого количества ошибок в словоизменении нарушается связь
слов в предложении («Мы играл с машинкам» вместо «Мы играли с
машинками»);
допускают ошибки при построении простых предложений с
однородными членами: неправильно согласовывают однородные члены
предложения, нарушают порядок слов в предложении. Например, «Мама
купила спелая слива и вкусная» вместо «Мама купила спелые и вкусные
сливы»;
встречаются ошибки в употреблении сложных предлогов («котик
выглянул за дерева» вместо «котик выглянул из-за дерева»).
Самые большие затруднения дети испытывают при образовании
сложных предложений с разными придаточными:
опускают союзы («Я мою руки, прихожу домой» вместо «Когда я
прихожу домой, я мою руки»);
пропускают часть составного союза («Я плачу, потому упал» вместо «Я
плачу, потому что упал»);
выбирают не те союзы («Папа купил цветы, потому что поздравить
маму» вместо «Папа купил цветы, чтобы поздравить маму»);
переставляют главную и придаточную часть местами («Конфеты
закончились, потому папа их купил» (ребенок неправильно определил
главную и придаточную часть, пропустил часть союза)).
Неправильное построение предложений мешает детям понимать речь
других людей.
С другой стороны, собеседнику трудно понять предложение,
в котором много ошибок. Поэтому важно упражняться в построении
предложений.
Это можно делать по дороге из сада, во время разных бытовых
ситуаций в домашних условиях.
Уделите время своему ребенку – и он будет самым счастливым!