Методическая разработка на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
«Красота родного края, открывающаяся благодаря фантазии, творчеству — это источник любви к Родине.
Понимание и чувствование величия,
могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет
своими истоками красоту»
В.А.Сухомлинский
Актуальность
Патриотизм — любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства — начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.
Обращение к культурно-историческому прошлому своего края – важный момент в воспитании подрастающего поколения. Учитывая актуальность программы духовно-нравственного воспитания дошкольников, тема любви к родному краю с его историческим прошлым, традициями имеет уникальное развивающее и воспитательное значение, соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребёнка и ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку.
Изменения в социально-экономических и политических сферах общества, произошедшие за последние годы, привели к снижению духовно-нравственного воспитания. Нарушилась преемственность поколений и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок.
Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу формирование бережного отношения к природе и всему живому
— развитие интереса к русским традициям и промыслам
— формирование элементарных знаний о правах человека
— расширение представлений о городах России
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны
— формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Коммуникативная деятельность: Развлечение «День знаний». Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках, о профессиях людей, работающих в детском саду. Беседы «Расскажи, где ты живешь? «, «Законы, по которым мы живем», «Березка-символ России», «Мы все разные, но мы все равны», «Государственные символы России», «Наше государство — Российская Федерация». Составление рассказов о своей Родине, о ее будущем. Встреча с интересными людьми – «Ветераны войны».
Познавательно — исследовательская деятельность: Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Экскурсия по Тимашевскому району на «автобусе» (по фотографиям). Экскурсия в зимний парк (города Тимашевска). Экскурсия в библиотеку. Рассматривание « Предметы декоративно — прикладного искусства», Игра – путешествие «Москва – столица России». Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат. Рассматривание фотографий «Памятники защитникам Отечества».
Игровая деятельность: Сюжетно-ролевая игра «Семья», Звонок на работу маме», «Детский сад», «В гостях у бабушки Марии»,«Дочки – матери», «Магазин сувениров» и др. Дидактические игры о символах «Собери картинку», «Найди отличия», «Где был Петя», «Куда пойдешь и что найдешь», «Дымковское лото», «Чудо — узоры».. Настольная игра «Где находится памятник» Игра — инсценировка «Цирковое представление дымковских игрушек», Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки»
Двигательная деятельность: Народная игра «Игра с платочком». Физкультурный досуг «Рождественские колядки». Физкультурное развлечение «Русские богатыри». Спортивное развлечение «Мы — космонавты». Подвижные игры: «Пирог», «Горелки», «Карусели» Гуси — лебеди» «Два мороза» «Третий лишний» РНИ «Совушка», «Плетень», «Испорченный телефон», «Горелки с платочком». Спортивная викторина «Будущие космонавты».
Конструирование: «Дома на нашей улице», «Машины на нашей улице», «Магазины» и т.д. Изготовление подарков мамам, папам и дедушкам.
Восприятие художественной литературы и фольклора: Чтение сказок Ю. Олеши «Три толстяка», Д. Родари «Приключения Чиполлино», Заучивание стихотворений, потешек, пестушек, чтение пословиц и поговорок о нашей Родине, о ее природе. Чтение сказаний преданий, легенд нижегородских. Чтение стихотворения Н.В.Нищева «Будем в армии служить», Агафонова Р. «Дело живо — всем на диво». Отгадывание загадок, разучивание стихотворений и частушек о дымковских игрушках. Чтение стихотворения Лалетина В.А. «Сражался дед на первой мировой…». Чтение сказки Смертиной Т.И. «Черничная царица», Н Русиновой «Кикиморские сказки». Выставка книг писателей для детей. Конкурс чтецов «Как прекрасен этот мир», «Стихи о маме». Чтение РНС «Сивка Бурка», «Василиса Прекрасная», небылиц, потешек, загадок, разучивание русских народных пословиц, рождественских обрядовых песенок.
Изобразительная деятельность: Рисование дома для своей семьи, «Моя семья». Выставка рисунков на тему «Моя малая Родина», «Зимние праздники», «Подарю рисунок маме»,»Моя воспитательница»,«Что я увидел по дороге в детский сад», «Чудо, чудо Рождество». Аппликация «Открытка пожеланий», изготовление генеалогического дерева. Конструирование, аппликация, рисование Московского Кремля. Лепка «Предметы быта Руси», «Игрушки». Декоративное рисование предметов народных промыслов. Лепка, рисование, аппликация «Новогоднее представление». Рисование, аппликация «Мой дом», «Моя улица». Рисование «Обитатели леса», «Любимый край, город» (в разные времена года)
Музыкальная деятельность: Разучивание песен, хороводов, Слушание: А.Александров, В.Лебедев – Кумач «Священная война», П.И.Чайковского «Времена года», Ю.Чичкова, В.Малкова «Хорошо рядом с мамой», А.Филиппенко, Т.Волгиной «Будем моряками», Ю.Слонова, В.Малкова «Брат – солдат», Слушание музыкальных произведений о космосе, космонавтах.
Работа с родителями: Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников». Экскурсии по улицам города. Составление совместных рассказов родителей с детьми о своих ближайших родственниках «Моя родословная». Участие в конкурсе ДО «Дары осени». Акция «Поможем птицам зимой». Выставка совместных поделок родителей и детей «Новый год у ворот». Консультация «Русское народное творчество – основа речевого развития и воспитания гражданина». Рекомендации: «Сказкотерапия как средство развития ребенка и его психологического благополучия». Выставка совместных работ «Маму милую свою очень крепко я люблю». Выставка плакатов «Нет войне». Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Используемая литература:
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.:ЦГЛ,2005
- Воронова, Е. А. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры. Феникс, 2008. (Сердце отдаю детям).
- Нищева Н.В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
- Нищева Н.В. Подвижные игры и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Нищева Н.В. Картотека предметных картинок. Защитники Отечества. Покорители космоса. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., — Волгоград,2008г.
- Детям о Великой Победе / Казаков А.П., Шорыгина Т.А., 2007г.
- Как научить детей любить Родину / Антонов Ю.Е., Левина Л.В., Розова О.В., — М., 2005
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников- Сфера, 2010
- Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н.В. -М., 2008 г.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007.
- «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)