РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Подготовила :учитель — логопед Дунаева Е.А.
Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите,
войте, мычите, каркайте и т.д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать

кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть ребёнок цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.
Игры, развивающие речевое дыхание.
Очень полезно дуть — тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушкии т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т.п.). Например, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.
Игры, развивающие внимание, слуховое восприятие, память, речевой
аппарат ребенка.
— Где позвонили?
Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените
колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.
— Узнай по слуху
Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить
характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.
Упражнение на понимание речи.
«Зайчики»
По лесной лужайке
Разбежались зайки, (легкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки — побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок, (движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)
Каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
Игра — основная деятельность ребенка, поэтому проводите её только в игровой форме, не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых.
Помните, что ваша речь — образец для подражания.